МИХАИЛ КУЗЫК: АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ: ЗДЕСЬ НОРМЫ ДВУХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ПРЯМО ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ

26.03.2007

Источник: Opec.ru



Михаил Георгиевич, поясните, пожалуйста, каков порядок приобретения статуса автономного учреждения (АУ) в случае с НИИ Российской Академии наук?

Вы задали очень интересный вопрос, он сопряжен с некоей интригой. Здесь имеется самая настоящая правовая коллизия. В законе «Об автономных учреждениях» записано, что решение о создании автономного учреждения на базе федерального имущества принимается Правительством, если иное не установлено актом Президента РФ. Насколько я знаю, актом Президента иное не установлено. В законе «О науке…» записано, что Российская Академия наук, помимо всего прочего, обладает правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных ей организаций. В нашем случае речь идет именно о создании, поскольку в соответствии с тем же самым законом «Об автономных учреждениях» автономное учреждение может создаваться, в том числе, и путем его трансформации из бюджетного учреждения. То есть здесь нормы двух федеральных законов прямо противоречат друг другу.

Как именно решение о реорганизации может быть принято внутри РАН?

С внутренней кухней Академии наук я досконально не знаком, но видимо, такое решение должно приниматься президиумом Академии, едва ли это должно выноситься на общее собрание. Если же руководствоваться законом об автономных учреждениях, Академия наук не должна принимать такого решения. Она должна только сформировать предложение и представить его в Правительство в установленном порядке. А дальше уже Правительство, по процедуре, которой еще нет, но которая должна быть утверждена, рассматривает предложение и принимает соответствующее решение. И такой порядок представляется логичным, он более или менее прозрачный, хотя пока еще и не наполнен подзаконными актами. А то, что предусмотрено законом «О науке…», мне, честно говоря, не нравится уже хотя бы потому, что это получается внутренняя кухня Академии наук, и мне не понятно, как и на основании чего там будут приниматься решения. А здесь ведь еще должна учитываться позиция учреждения - в законе «Об автономных учреждениях» написано, что решение об изменении типа бюджетного учреждения принимается только с его согласия.

Имеется в виду коллектив?

Говорится именно об учреждении, о трудовом коллективе здесь упоминания нет.

Что в таком случае понимается под «учреждением» – руководство?

Я думаю, имеется в виду высший орган управления.

А если учреждение, какое-нибудь НИИ, приняло решение вместе со своим руководством добиваться статуса автономного учреждения, то это возможно только с согласия Академии наук?

Да, само НИИ никак не может выходить в Правительство с такой инициативой, предложение формирует орган, в чьем ведении находится это учреждение, в данном случае, Академия наук.

Как может быть продолжено финансирование автономного учреждения, оно может получать деньги по смете от Академии наук?

Насколько я понимаю, нет. Для автономных учреждений не предусмотрен сметный порядок финансирования.

Только по конкурсу?

Да. Или у единственного исполнителя.

Если говорить об Академии наук, в чем будет большая финансовая самостоятельность применительно к научным учреждениям?

Мне кажется, здесь надо говорить не о большей финансовой самостоятельности, а о большей свободе распоряжения имуществом. Для автономных учреждений выделяются две категории имущества: особо ценное недвижимое и движимое имущество, которым они самостоятельно распоряжаться не могут, и все остальное имущество, которым они могут распоряжаться по своему усмотрению. Главное отличие именно в этом.

Что это может быть в случае НИИ?

Трудно сказать. Исследовательское, лабораторно-испытательное оборудование, я думаю, в основной своей массе попадет в категорию ценного.

Есть ли вообще какой-то смысл добиваться статуса автономного учреждения для тех НИИ, у которых большая часть финансирования уже сейчас идет по хозрасчету?

Может быть, и есть, но больше с ориентацией на перспективу. По состоянию на настоящий момент, я думаю, что принципиально ничего для них не изменится, но в перспективе, если они планируют больше и больше работать на бизнес, а не на государство, то, наверное, имеет смысл добиваться этого статуса.

Есть ли сейчас в России в принципе АУ?

А их еще не может быть, потому что изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений не допускается до утверждения Правительством порядка определения видов особо ценного движимого имущества. Насколько я знаю, пока этот порядок не утвержден.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024