ЯБЛОКИ С МАРСА

27.06.2012

Источник: Российская газета, Наталия Ячменникова

Куда должна лететь российская космонавтика

 

До конца июня Роскосмос должен направить на рассмотрение в правительство РФ проект Стратегии развития космической отрасли до 2030 года и на дальнейшую перспективу. Так, по крайней мере, ранее заявлял руководитель ведомства Владимир Поповкин.

Документ вывешен для обсуждения. И, как заметили в Роскосмосе, предложений поступает много. Вместе с тем, по информации "РГ", многие эксперты считают: в проекте нет главного - национально ориентированной идеи для отечественной космонавтики. Об этом корреспондент "РГ" беседует с разработчиком проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Российская газета: Владимир Евграфович, а что думаете вы?

Владимир Бугров: Если совсем коротко: стратегия развития космонавтики - пилотируемых полетов не отвечает национальным интересам России.

РГ: Почему не отвечает?

Бугров: Что фактически предлагается? Ценой затрат, подсчитать которые невозможно, создать на Луне промышленную базу для изготовления сотен миллионов тонн металлоконструкций и выведения их на высокие орбиты. И для чего? Оказывается, чтобы в будущем веке спасать мировую цивилизацию от возможных, но не доказанных экологических и энергетических катастроф. Стратегия в корне противоречит утвержденным ранее документам, которые никто не отменял, определившим перспективной целью российской космонавтики экспедицию на Марс.

РГ: Так, может, сверхзадача и не нужна? Может, надо просто планомерно двигаться вперед?

Бугров: Эту сверхзадачу полвека назад успешно решали Королев, Мишин, Тихонравов, Келдыш. А куда двигаться вперед? Посмотрите, как обозначены наши "рубежи". 2015 год - сохранение ведущих позиций России в средствах выведения и пилотируемых полетах. Но как сохранить позиции, если залетает в пилотируемом режиме американский корабль "Dragon"?

2020 год - подготовка к летным испытаниям тяжелого пилотируемого корабля нового поколения. Насколько тяжелого, куда и зачем он должен летать? Не сказано. Зато планируется к этому времени завершить эксплуатацию МКС и утопить ее.

2030 год - называется "рубеж прорыва" - осуществление демонстрационного облета Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю. Вот уж "прорвались"! Выполнили, наконец, постановление ЦК КПСС и Совмина 1964 года через 70 лет после американцев. Что и кому мы этим продемонстрируем? На сколько лет Россия отстала от Америки?..

РГ: А вот после 2030 года прописано: развитие прорыва - бессрочный рубеж…

Бугров: Потому и бессрочный, что до окончания нашего века электрореактивные буксиры, ради которых и выстроена эта, мягко говоря, чепуха, вряд ли перебросят на Луну целый промышленный район России. "Стратеги" из головного института забыли, что автор идеи - уважаемый академик обладал большим чувством юмора: он честно написал, что этот маловероятный прогноз развития космонавтики для второй половины XXI века базируется не на науке, а на политической фантастике.

РГ: Впрочем, в стратегии третьим приоритетом значится и пилотируемый полет на Марс. Правда, в составе международной кооперации.

Бугров: Все поставлено с ног на голову. В 1974 году был создан реальный фундамент для осуществления нашей страной экспедиции человека на Марс в 70-80-х годах, но сегодня за марсианский проект сами мы не беремся. Будем ждать: авось, нас возьмет международная кооперация. Однако запросто беремся за то, что заведомо сделать в одиночку невозможно - создать большой промышленный город на Луне.

РГ: Говоря, что стратегия противоречит ранее принятым документам, вы имеете ввиду федеральную программу на 2006-2015 годы, где был как раз Марс?

Бугров: Конечно. Три года назад прошло большое совещания при администрации президента РФ. И было четко записано: "Разработать специальную федеральную целевую программу "Осуществление марсианской экспедиции" на 2009-2022 годы…" То есть ясно была подтверждена стратегическая цель России - экспедиция на Марс. Президент выделил 17 миллиардов рублей на разработку ядерного двигателя. Из них 7,245 млрд. Росатому - на создание реакторной установки, 3,955 млрд. Центру имени Келдыша - на создание ядерной энергодвигательной установки…

Правда, сразу возник вопрос: почему начинается финансирование Росатома и Центра имени Келдыша, когда нет ни главного конструктора, ни проекта экспедиции. Наконец, кто ввел в заблуждение, что лететь на Марс нужно только на электрореактивных двигателях? Они не нужны.

РГ: Их еще в 1962 году отвергли Королев и Келдыш?

Бугров: Верно. Они утвердили проект марсианского комплекса с жидкостными ракетными двигателями для разгона к Марсу с околоземной орбиты. Глушко, которому еще в 1960 году поручили разработать электрореактивный двигатель (ЭРД), через 27 лет, не решив задачу, признался: "Я много думал и пришел к выводу, что плазменные двигатели для пилотируемых полетов не нужны - мы все задачи можем решить на химии".

РГ: Так почему экспедиция на Марс все-таки ставится в зависимость от создания ЭРД?

Бугров: Скажу так. Слишком много специалистов занято в этих разработках. Даже вышла книга с попыткой, и весьма некорректной, доказать превосходство ЭРД перед жидкостными двигателями. Скажем, приводится весовая сводка комплекса: 366 тонн на околоземной орбите, однако без посадки на Марс. То есть облет Марса. Еще в 1969 году Келдыш дважды официально предлагал выполнить в 1975 году пилотируемый облет Марса на двух носителях Н1 с ЖРД. Но это 190 тонн, а не 366! Мстислав Всеволодович считать умел. В любом случае, выигрыш, равно, как и проигрыш - почти в два раза!

РГ: Кажется, авторы книги договорились даже до того, что к экспедиции на Марс Сергей Королев никакого отношения вообще не имел?

Бугров: Да. И что проекта с жидкостными ракетными двигателями тоже не было. И что в 1960 году некий "секретный главный конструктор" разработал проект "МЭК" - марсианского экспедиционного комплекса с плазменными двигателями, который и описан в книге… А главный редактор - академик утвердил эту чепуху.

РГ: Зачем и кому нужны эти мифы?

Бугров: Все просто. Раз не было проекта с ЖРД, значит не с чем сравнивать. Значит, другой проект вне конкуренции - даешь финансирование! Ну, а придумал миф известный сотрудник РКК "Энергия" и мой старый приятель, который, замечу, прекрасно знал, что я в 1960-1964 занимался именно марсианским проектом. В Америке он представился главным конструктором советского марсианского проекта. И номер прошел! Позже режиссер из Канады, снимавший фильм об освоении Марса, приехав ко мне, долго не мог понять: причем здесь Королев, если в Америке известно, что советский проект разработал мой приятель?

РГ: Вы с приятелем после этого общались?

Бугров: Общались. Посмотрев мою статью про Марс, он поначалу вроде как возмутился: ты ведь знаешь, что Королев экспедицией не занимался. Но когда я напомнил ему про свою тетрадь с черновиками проекта (он ее видел), он тихо сказал: "Извини, я не прав".

По версиям некоторых уважаемых академиков получается, что Королев, который всю жизнь мечтал о межпланетном полете, сначала добился двух важнейших постановлений правительства в 1959 и 1960 годах, поручивших ему осуществить межпланетный проект. А потом забросил этот проект и как мальчишка погнался за фон Брауном на Луну. Кино, и только! Я убежден: умышленно искажая истинные советские приоритеты, некоторые просто мешают сегодня правительству принять взвешенное решение по перспективам российской космонавтики.

РГ: Но почему в Стратегии поменяли задачу - вместо Марса на Луну?

Бугров: Могу лишь предполагать. Есть неоспоримые цифры, которые наглядно показывают несостоятельность электрореактивного мифа и превосходство ЖРД. Но "коллективный разум" нашел-таки выход: раз для Марса не нужны электрореактивные двигатели, то не нужен и Марс. Задачу поставили шире: обосновать, что без ядерного ЭРД погибнет мировая цивилизация. Мол, нужно спасать человечество от катастрофического потепления. А для этого нужно изготовить "шторку" диаметром 1800 км. А для ее изготовления необходимо создать мощную промышленную базу на Луне. И тут не обойтись без электрореактивных буксиров… Вот отправная точка!

И не важно, что группа специалистов по ЭРД представила в Роскосмос доказательства: предлагаемый двигатель принципиально не может быть создан. Стоимость лунного города минимум в 300 тысяч раз выше стоимости экспедиции на Марс. Вперед на лунную базу?!

РГ: И что делать? Переделывать стратегию?

Бугров: Бесполезно. Слишком большое количество квалифицированных специалистов в ЦНИИмаш, в Центре имени Келдыша, в РКК "Энергия" и в других организациях находятся под гнетом своих научных работ и изобретений, посвященных электрореактивным кораблям и буксирам, лунным поселениям, передаче энергии из космоса на Землю. Им просто трудно от них отказаться.

РГ: Но это понятно. Вот вы, как ведущий конструктор, десять лет посвятили лунному комплексу и четырнадцать - комплексу "Энергия-Буран". Вам легко было с ними расстаться?

Бугров: Очень тяжело. Но наступил момент, когда я понял: все, дальше тупик. Эти же специалисты не хотят оставить свои труды незавершенными. Наверное, нужно поблагодарить разработчиков стратегии за большую проделанную работу. И - сменить команду. Нужно вернуться к схеме перспективного планирования, которая обеспечила успех при Королеве, но не была реализована до конца, как он предлагал.

В схемах освоения космического пространства, которые я рисовал по поручению Королева, космическая деятельность отделялась от космонавтики, целью которой был межпланетный полет. Космическую деятельность Королев стремился передать другим организациям.

РГ: По принципу: нельзя объять необъятное?

Бугров: Именно. Но головной институт вместо того, чтобы это направление подхватить и развивать, пустил его на самотек. И провалились оба направления. Программу развития космонавтики не может собирать чиновник, который умеет делить деньги. Ее нужно спроектировать, а сделать это может и должен только главный конструктор. Поэтому нужно передать решение всех вопросов по пилотируемой космонавтике, включая разработку перспективной программы ее развития, в ведение РКК "Энергия". Как единственной в стране организации по пилотируемым полетам.

Нужно образовать на ее основе научно-производственное объединение межпланетных и пилотируемых программ - НПОМП. В него могут войти ОКБ имени Лавочкина, Центр подготовки космонавтов и Институт медико-биологических проблем. С главной задачей - разработка ракетно-космического комплекса для осуществления экспедиции на Марс. Не отделяя его от создания межпланетных и лунных автоматических аппаратов, на которых должны отрабатываться этапы экспедиции. Поручить также планирование дальнейших работ на МКС в интересах этой межпланетной программы.

Аналогичные объединения целесообразно образовать по космической деятельности, по разработке ракет и двигателей, по наземному оборудованию, по космическому приборостроению, по созданию и эксплуатации космодромов и другие. Их деятельность должна осуществляться на основании технических заданий головных организаций по космонавтике и по космической деятельности.

РГ: Вы предлагаете очень серьезные вещи.

Бугров: Да. Но не я их придумал. 27 мая 1959 года в записке правительству "О развитии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по освоению космического пространства", Келдыш и Королев обосновали необходимость создания центральной научно-исследовательской организации - Института межпланетных исследований, на базе привлеченного к работам в этой области авиационного КБ и завода. Но это не было сделано. Авиационное КБ передали, но не Королеву, а Челомею!

Целью Королева и Келдыша был Марс. Если мы ее принимаем, то и пересаживаться нужно, как они предлагали. Без оглядки на НАСА. Но в наших не простых условиях нельзя это делать поспешно. Поэтому я бы предложил вице-премьеру подписать простой документ, который ничего не нарушит, однако всех сориентирует в нужном направлении и подтолкнет к практическому началу работ. Иногда большие дела начинаются с простой бумаги.

акцент

РГ: Вы, насколько я знаю, в свое время по поручению Королева в 1962-м году занимались разработкой подобных документов освоения космического пространства?

Бугров: Да. Мне пришлось заниматься подготовкой планов экспедиции на Марс, и позднее генеральных графиков создания комплекса Н1-Л3 для экспедиции на Луну и создания комплекса "Энергия-Буран".

РГ: Интересно, методы подготовки тогда отличались от современных?

Бугров: Существенно. В советские времена стратегия развития ракетной и космической техники в ранние периоды определялась постановлениями правительства, инициированными главными конструкторами - Сергеем Королевым, Владимиром Челомееем, Михаилом Янгелем, с участием Министерства обороны и Академии Наук.

Подготовленные с участием Королева постановления 13.05.46., 13.02.53., 10.12.59., 23.06.60. позволили ему создать знаменитую "семерку" Р-7, корабли "Восток" и "Союз", разработать проект экспедиции человека на Марс, проект тяжелой ракеты Н1 для межпланетных полетов и тяжелого межпланетного корабля, утвержденные президентом АН СССР Мстиславом Келдышем, реализацию которых после Королева осуществлял Мишин. К сожалению с начала 60-х годов ситуация изменилась.

РГ: Почему?

Бугров: Роль "главнокомандующего" по формированию и обоснованию долгосрочной научно-технической политики по созданию ракетно-космической техники возложили на ЦНИИмаш (НИИ-88) - головной институт Минобщемаша.

РГ: А что в этом было плохого?

Бугров: В принципе, ничего. Но институт чаще всего обосновывал необходимость выполнения указаний, инициированных в угоду чьим-то личным амбициям, и этим торпедировал нашу межпланетную программу.

РГ: Например?

Бугров: В 1962 году разработка тяжелых ракет была поручена, кроме Королева (в 1960), Янгелю и Челомею, Хотя для разрабатываемых ими боевых комплексов они не нужны. В 1964 году приняли решение о погоне за американцами на Луну из-за амбиций Челомея, у которого работал сын Хрущева, вырваться в лидеры. Хотя Королев планировал полеты на Луну для отработки марсианского корабля. В 1970 году было удовлетворено честолюбие группы во главе с Чертоком по созданию примитивных орбитальных станций (ДОС), хотя уже были разработаны фундаментальные станции. В 1974 году институт фактически санкционировал уничтожение советской межпланетной программы. И не воспрепятствовал варварскому уничтожению комплекса Н1-Л3, собранного для беспилотной высадки на Луну. 1976 принято решение о создании нашего "Бурана" вдогонку за нерентабельным и ненужным американским "Шаттлом". Да и наше участие в МКС, как откровенничают специалисты, определялось их заинтересованностью в международном сотрудничестве.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024