МАЙДАНОВЦЫ НАЧИНАЛИ С "ЛЯХА, ЖИДА ДА СОБАКИ"
04.08.2014
Источник: Правда.ру,
Владимир Губарев
Гражданская война на Юго-Востоке, ухудшение отношений между
Россией и Украиной, украинский нацизм, крымский вопрос все же требуют какого-то
серьезного научного, исторического объяснения. И оно, конечно же, есть — все
имеет свои корни. В этом отношении интересна новая работа академика Геннадия
Матишова, возглавляющего Южный научный центр РАН.
Не ищите в темной комнате черную кошку — ее там нет и не было!
Мне кажется, старинная мудрость сегодня применима к тем событиям, участниками
которых, вольно или невольно, мы являемся. Я имею в виду трагедию, что катится
по Украине и России. Подобно океанской волне она вздыбилась над современностью,
и уже не видно, когда она уйдет в Историю, где суждено оказаться нашему
времени. Если, конечно, мы выживем…
Это мертвящее дыхание Времени первым, пожалуй, ощутил академик
Геннадий Григорьевич Матишов, который оказался в эпицентре нынешних событий,
так как возглавляет Южный научный центр РАН. Ученый живет и работает в
Ростове-на-Дону, и этот российский город каждый день обязательно упоминается во
всех мировых новостях, так как ближе всего находится к линии фронта, которая
нынче перечеркнула Украину.
Матишов — человек беспокойный, казак все-таки. Житейская мудрость
уживается в нем с ученой любознательностью, природная энергия с
исследовательской широтой мышления. Эти качества подвигли его на создание
монографии "Украина и Россия. Книга иллюстраций взаимоотношений и истории
(обстоятельства, риски, тенденции)". Название, конечно же, непривычное, но
весьма точное, так как монография изобилует множеством фотографий, схем, карт,
иных иллюстраций, которые не только дополняют текст, но и чаще всего становятся
центром исследования. В общем, работа академика Г. Г. Матишова оригинальна, а
потому привлекает внимание.
Отмечу сразу: знакомился с книгой я с большим интересом, так как
она пестреет множеством малоизвестных фактов, их интерпретирует автор подчас
неожиданно, но всегда интересно и весьма точно. А потому восприятие событий,
происходящих нынче на Украине, становится отчетливей, понятней и,
следовательно, объективней.
Встреча с автором помогла выяснить, почему родился столь
необычный научный труд.
- Раскол на Украине не
стал неожиданным, — сказал академик, — многие исторические факты и события
показывают, что рано или поздно это должно было случиться. Были ли возможности
предотвратить трагедию? Конечно, могли, но ход истории подчас непредсказуем, и
так случилось на этот раз. Это еще один урок, из которого мы обязаны сделать
соответствующие выводы. Получится ли? К сожалению, опыт истории далеко не
всегда люди учитывают, отчасти потому, что не ведают о них. Задача ученых —
предупреждать о том, что некоторые события обязательно приводят к трагедиям.
Как и случилось на этот раз.
Научная монография открывается своему читателю разными гранями.
Все зависит от того, с какой целью он ее изучает. Историк ищет в ней новое,
неизвестное ему. Молодой исследователь пытается определить нестандартные
подходы к фактам и событиям. Маститый ученый сравнивает свои выводы с мнением
коллег, дабы найти в них недостатки. И так далее, и тому подобное. Я читал
монографию академика Матишова подобно детективному роману, ища в нем
неожиданные повороты и неизвестных мне героев и откровений. Впрочем, встречались
и знакомцы, но на этот раз они открывались по-новому.
Итак, в путь по страницам монографии…
В юности я перечитывал "Энеиду" Котляревского
несколько раз. Поэма была озор-ной, необычной и очень образной. Запорожские
казаки представлялись олимпийскими богами, и это не могло не вызывать улыбку.
Потом вдруг яркий и точный язык, которым написана поэма, стал
образцом "кабацкой украинской беседы", а в наше время школьники
обязаны знать, что Тарас Шевченко назвал Котляревского "навеки увенчанным славой
кобзарем".
И уже мало кто знает, что Иван Петрович Котляревский был русским
офицером, участником русско-турецкой войны. А поэму написал, поспорив со своими
товарищами…
- На Украине много
героев, — говорит академик Матишов, — Некоторые из них стали символами нации. В
первую очередь это те люди, которые выступали против самодержавия. Главный из
них, конечно, Тарас Шевченко. В годы советской власти его произведения были
сильно "отредактированы", из них были убраны националистические
нотки. А они пронизывают практически все произведения Тараса Шевченко. Не
случайно, что он стал знаменем национализма. Это всего лишь один пример
"кривого зеркала" истории.
Но все-таки имеет смысл процитировать те строки Тараса Шевченко,
которые не "отре-дактированы" и которые не очень популярны нынче на
Украине:
"Славяне, несчастные славяне! Так нещадно и так много
пролито храброй вашей крови междоусобными ножами. Ужели вам вечно суждено быть
игралищем иноплеменников? Настанет ли час искупления? Придет ли мудрый вождь из
среды вашей погасить пламенник раздора и слить воедино любовию и братством
могущественное племя?"
К сожалению, нашему поколению суждено прожить в раздоре…
Удивительно карта представлена в монографии. Она разноцветная,
из отдельных лоскутов. Это территория современной Украины. На карте
представлены "территориальные подарки" Украине. Центральную ее часть
с Киевом, Винницей, Житоми-ром и Черниговом "подарили" цари, Ленин в
1922 году Донец, Луганск, Херсон — весь нынешний Юго-восток, Сталин — Черновцы,
Восточную Галицию, Бессарабию, Луцк и Ровно, ну, а Крым — Хрущев.
Как известно, Войско Донское было ликвидировано после
Октябрьской революции. Большевики считали, что казачество надо уничтожить как
класс. А потому большинство земель Войска Донского было передано Украине. Это в
основном современные Донецкая и Луганские области.
"Трезубец" — не только символ национальный, но и
государственной власти, а также религиозный знак. Он появился еще на ранних
этапах формирования древнерусской народности.
Польский гимн — "Марш Домбровского" — лежит в основе
слов гимна Украины. Стих, сочиненный этнографом Павлом Чубинским в 1862 году
через сто лет — в 1992 году — стал текстом официального гимна Украины.
Раскол церквей на Украине — это борьба за души и разум людей.
Борьба между православной и греко-католической (униатской) церквями идет давно
с переменным успехом. После войны советская власть повела открытую войну против
униатского духовенства. Было арестовано более половины священников, около 5
тысяч приходов перешли в распоряжение Русской православной церкви, закрыто 48
монастырей.
Сейчас происходит "реванш" — духовенство
греко-католической церкви становится идеологическим воинством новой власти.
Борьба между церквями становится все более острой, более непримиримой.
Любопытно, что бывшие партийные и комсомольские работники стали
отчаянными "демократами", носителями националистической идеологии.
Так Александр Турчинов был завотделом агитации и пропаганды обкома комсомола в
Днепропетровске. Лидер партии "Свобода", идеолог украинского национализма,
ярый ненавистник всего русского Олег Тягнибок — по специальности филолог,
преподаватель русского языка и литературы.
Комментирует академик Г. Г. Матишов:
— На наших глазах делается история. Мы всегда жили в одной
семье. И как в обычной семье, были проблемы, которые привели к трагедии. И нам
было важно понять, откуда это все началось, в чем причины конфликтов.
Специалисты Южного научного центра РАН не могли спокойно смотреть на события,
которые происходят рядом. В той или иной форме мы к ним причастны.
Гайдамаки… Герои? На Майдане их воспринимают именно так. Красивы
усатые хлопцы в пушистых шапках, желтые кожухи, папахи с красными шлыками и
красные штаны. Они проносятся на своих конях по истории, освобождая народ (так
представляется майдановцам!) от угнетателей.
Но самое известное восстание гайдамаков завершилось Уманской
резней, в которой погибло около 20 тысяч человек — евреев, русских и поляков.
Гайдамаки вешали на одном дереве вместе поляка, еврея и собаку. Оставляли
надпись: "Лях, жид да собака — все вера однака".
Может быть, и отчаянные хлопцы были среди гайдамаков, но явно не
герои…
Запорожская сечь, Гуляйпольская республика, Петлюра, Коновалец,
Мельник, Петлюра и иже с ними, — это все герои "Майдана". Кстати, в
основе его образ "национальной революции", которая не может быть без
"самопожертвования в борьбе за свободу". Майдан 2013-2014 годов — это
новое явление в политической жизни не только Украины, но и на всем
постсоветском пространстве. Многих на Майдан привела революционная романтика и
надежда на избавление от коррумпированного режима. Но светлые надежды
превратились очень быстро в жестокую и беспощадную гражданскую войну. Впрочем,
иного финала и ждать было трудно — об этом свидетельствует вся история Украины.
В монографии академика Г. Матишова особая роль отведена Крыму и
тем политическим, экономическим и военным событиям, которые развивались на
полуострове в прошлые эпохи и в наше время.
- Причерноморье всегда
было ареной геополитической игры, — говорит ученый. — И отношения с Турцией, и
Крымские войны, — все это тянется давно. Мы пытались понять, почему такой интерес
у англичан и у американцев к Крыму. Было даже у них такое понятие
"Калифорнийский экспресс". Балаклава — это маленький Лондон.
Англичане там обосновались, для них это символ. Черчилль ездил на могилы своих
предков, которые погибли в Балаклаве. Это было во время встречи Сталина,
Рузвельта и Черчилля. Очень интересуется Крымом и Китай. Предполагалось, что китайцы
построят глубоководный порт. В общем, на Украине переплелись интересы Америки,
Европы, России и Китая. Не понимать этого, значит, неверно оценивать действия
России по отношению к Крыму, как в прошлом, так и сегодня. Знать историю Крыма
необходимо, чтобы не повторять ошибок недавнего прошлого, которых так много
после распада Советского Союза.
Можно по-разному оценивать труд ученых Южного научного центра
РАН, которые активно исследуют ситуацию в Причерноморье и в Украине. Но уже то,
что они не стоят в стороне от происходящего, свидетельствует об их высокой
нравственности и патриотизме, которые, к сожалению, у некоторых представителей
нашего общества в дефиците…