http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9b18f713-293b-4aa2-86e8-c145f7d96086&print=1
© 2024 Российская академия наук

СТАЦИОНАР НА ОСТРОВЕ САМОЙЛОВСКИЙ: ТОЧКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

27.11.2011

Источник: Центр общественных связей СО РАН, Подготовила Екатерина Пустолякова

О том, что обсуждалось на сибирско-германской встрече, рассказывает один из членов делегации СО РАН - председатель объединенного ученого совета Сибирского отделения по наукам о Земле академик Николай Леонтьевич Добрецов.

Не так давно делегация Сибирского отделения РАН вернулась из Германии: ученые обеих стран определяли стратегию и тактику сотрудничества в исследованиях на базе обновленного стационара острова Самойловский, где полным ходом идет строительство новых корпусов, лабораторий и инфраструктуры.

О том, что обсуждалось на сибирско-германской встрече, рассказывает один из членов делегации СО РАН - председатель объединенного ученого совета Сибирского отделения по наукам о Земле академик Николай Леонтьевич Добрецов.

- С нашими германскими коллегами из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера у нас очень хорошее взаимопонимание. Они поддерживают строительство станции на острове Самойловский и готовы вложить свои средства, в частности, первое судно --катамаран с малой осадкой, которое сможет работать в дельте Лены, они предлагают передать уже в следующем году, а сейчас прорабатывается вопрос о более серьезном корабле – для исследований в прилегающих морях. Кроме того, мы обсудили научную программу и договорились, что в начале мая в новосибирский Академгородок приедет делегация из этого института -- ведущего центра Европы по арктическим и антарктическим исследованиям - для подписания соглашения о совместном использовании станции и развитии научных изысканий в Арктике. Одновременно мы планируем провести семинар или конференцию, где мы рассмотрим итоги российско-германской экспедиции, которая работает уже 14 лет, а также обсудим планы освоения стационара на острове Самойловском и перспективы развития международного сотрудничества в тех широтах. В Германии осталась рабочая группа, в которую входят двое наших коллег, они подготовят первый проект соглашения, привезут сюда, и здесь он будет доработан.

Какие есть важнейшие нерешенные проблемы? Первая: в поручении председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина было указано, что после того, как станцию построят, ее следует передать СО РАН. Однако, в другом документе, постановлении правительства – передать РАН. Этот вопрос до сих пор не решен: нужно, чтобы «большая академия» уже сейчас делегировала нам полномочия дальнейшего проведения переговоров, подписания соглашений и так далее, а сама передача на баланс состоится только после официальной церемонии открытия. Вторая трудность – строители перебрали лимит денег, а ведь в смете есть еще статья расходов на оборудование, причем, как выяснилось, его требуется больше, чем предусмотрено. Конечно, участники будут привозить на базу дополнительные приборы, но крайне необходимо рассматривать тот факт, что необходим «запас» и инфраструктуры, и техники, и базовых лабораторий: не на пять лет, а на перспективу, ведь исследования, несомненно, надо расширять. Так вот, эти деньги пока не найдены. Россия, разумеется, должна сама их найти, но параллельно будет приветствовать вклад международных организаций.

Вообще, у нас есть три составляющие, от которых зависит успех предприятия: внимание правительства и лично ВВП, и то, что его обещания выполняются. Второе – большой интерес со стороны российской общественности: мы получили около 50 предпроектных предложений по дальнейшему исследованию Арктики на базе этой станции. Третье – энтузиазм со стороны европейских участников, и прежде всего, немецких, по поводу серьезного вклада в развитие базы и исследований.

Из Арктики за последние 20 лет мы ушли по всем линиям - и по науке, и по метеорологии, и по военным направлениям, но общее понимание в государстве сейчас уже сложилось, что, во-первых, отступать некуда, а, во-вторых, надо восстанавливать всю сеть полярных станций. Очень хорошо, что это восстановление начинается с науки, потому что в обсуждаемом регионе ни военная безопасность, ни развитие экономики и транспорта без научного сопровождения невозможно – это слишком сложные обстановка и объекты, чтобы действовать наудачу.