http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9b96a3f9-52ca-4b0f-a06a-9a8793047c3e&print=1© 2024 Российская академия наук
«...Становилось все яснее, что Сибирь с её проблемами — благодатное поле деятельности для науки и ее приложений, что настало время двинуть большую науку на восток...»
2 ноября 1957 года — как раз 55 лет назад— в пользу создания научного центра в Сибири высказался и академик Петр Леонидович Капица: «Создание Сибирского отделения — большое и очень важное дело, ибо все мы знаем, сколь неправомерно высока концентрация науки в Москве и Ленинграде. В то же время совершенно ясно, что крупные индустриальные районы не могут развиваться и жить полноценной жизнью, если в них нет своих научных центров, своей большой настоящей науки.
К организации нового научного центра в Сибири следует отнестись с исключительным вниманием. Нужно прежде всего обратить внимание на то, чтобы при создании новых учреждений на периферии основная ставка делалась на молодёжь».
Идея и замысел создания Сибирского отделения полностью совпали и с мнением военных — иметь полноценную базу для военных исследований далеко от Москвы. И, по-видимому, этот фактор способствовал тому, что решение о создании Сибирского отделения было принято сверхбыстро — в наше время такую ситуацию сложно представить. Докладчик обратил внимание ещё на один момент — хотя во время создания СО АН СССР в Сибири производилось 75 % добываемого в стране угля, 46 % выплавляемой стали, 7 % электроэнергии, в промышленности, тем не менее, доминировал сектор обрабатывающих отраслей, особенно предприятий военно-промышленного комплекса.
С созданием Сибирского отделения начался новый виток развития производительных сил Сибири в рамках реализации известной установки академика М. В. Ломоносова «О приращении Российского могущества». Здесь требовалось адекватное научное сопровождение, за что и взялось Сибирское отделение АН СССР.
Связующим звеном в приложениях результатов научных исследований к сектору практическому стала программа «Сибирь».
Академик Андрей Алексеевич Трофимук говорил в свое время, что, если бы понадобилось выделить главнейшую черту разработанной нами программы, определить её внутренний смысл, то можно было бы для такой характеристики использовать одно слово — связь, интеграция. Но не в обиходном его значении, а в производственном и экономическом. В этом значении понятие «связь» прямо соотносится с понятием «комплексность», явлением, которое вне хозяйственных связей не существует, ибо эта комплексность определяет эффективность производства в Сибири в первую очередь.
Междисциплинарность — сущность этой программы, ее иллюстрирует даже снимок, на котором запечатлены лидеры трех научных направлений, инициаторы создания программы «Сибирь» — экономист, математик и геолог — учёные с мировым именем: А. Г. Аганбегян, Г. И. Марчук, А. А. Трофимук.
— Масштаб программы «Сибирь» был впечатляющим, — продолжил экскурс в историю Валерий Владимирович. — В 1980-х годах в реализации программы принимали участие более 700 организаций-исполнителей, представляющих 93 министерства союзного и республиканского подчинения. Она превратилась в большую комплексную программу, состоящую из 43 подпрограмм, охватывающих научные исследования по самым разным проблемам сибирского региона. Работы по программе успешно велись до 1990 года. Этот год оказался и для всей страны, и для всех нас рубежным.
Начиная с 20-х годов, путеводной нитью и рупором идей долговременного экономического и социального развития Сибири стали крупномасштабные конференции. Каждая из них, с одной стороны, подводила итоги экономического строительства в рамках предыдущего периода, осуществляла анализ достигнутого уровня, сложившихся тенденций, а с другой — намечала дальнейшую стратегию развития (как результат коллективной мысли учёных, работников плановых органов, хозяйственников и т.д.). С 1969 года конференции проводились в Новосибирске в рамках программы «Сибирь».
Особенно нужно выделить «рубежную» Всероссийскую конференцию по экономическому развитию Сибири, состоявшуюся летом 1993 года. Это была первая после распада СССР конференция государственного масштаба. Она проводилась под эгидой Сибирского отделения РАН и региональной ассоциации «Сибирское соглашение» по инициативе председателя СО РАН академика Валентина Афанасьевича Коптюга. В течение последних 20 лет конференции подобного рода и уровня не проводились. Их заменили многочисленные региональные форумы, которые, конечно, такой интеграционной функции не выполняли и не могут выполнять. Эта та ниша, которую желательно как можно быстрее заполнить.
Исследовательская структура программы «Сибирь» обладала очень гибкой композиционной и перспективной структурой. В ней нашли отражение все особенности экономического и социального развития, её можно хоть сейчас использовать для разработки современных стратегий развития на долгосрочную перспективу. А работать есть над чем. Потому что в последние десятилетия реализация проектов шла в основном в сырьевых отраслях — это нефть, газ и уголь в соответствующих регионах.
Очень серьезное развитие в программе «Сибирь» получил и блок научно-образовательного потенциала. Сегодня новосибирско-томско-красноярские кластеры — это уникальный (для России) набор научных, образовательных и инновационных центров и учреждений. Но нужен межрегиональный центр координации науки, образования и инноваций. Реализация интеграционного эффекта отразится и на темпах прироста ВРП (валовый региональный продукт) мегарегиона.
Для того, чтобы воспроизводить не только текущую ситуацию, но и продуцировать будущее, нужно помнить, что одним из базовых ресурсов для возникновения и последующего генезиса данных институтов развития являются центры академической науки, в первую очередь, Сибирское отделение РАН. Новые институты развития — это уже производные от того, что в регионе 55 лет существует Сибирское отделение.
Здесь ставился вопрос, за счёт чего получать приличные темпы экономического развития. Я специально выделил, что и в Новосибирской области, и в Томской, численность населения, если брать межпереписной период, стабильна, а в Сибирском федеральном округе в целом она сократилась почти на 800 тысяч человек. И если мы с 2015–2016 года перенесём ситуацию со стабилизацией численности населения на всю территорию Сибирского федерального округа, а каждый занятый в производстве человек создает добавленную стоимость, то это само по себе даст существенный прирост валовой добавленной стоимости в соответствующих отраслях производства и регионах. Вот в этой сфере занята не одна сотня тысяч человек. Последующее развитие Сибирского федерального округа — это развитие обрабатывающих секторов промышленности, прежде всего, высокотехнологичных.
Выигрышным для СФО является и тот факт, что прирост ВРП будет получен за счёт существенного увеличения объёмов нефте- и газодобычи. Имеются в виду месторождения Красноярского края и Иркутской области. Другими словами, предпосылки для того, чтобы превзойти среднероссийские темпы экономического роста, у округа есть.
О стратегических документах развития Сибири Александр Леонидович уже говорил. Это ФЦП «Сибирь» (на период до 2005 года), Стратегия развития Сибири до 2020 года; Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста; Стратегия социального и экономического развития Сибири до 2020 года. Я хочу обратить внимание на то, что сейчас много говорят про нефть и о ценах на неё. Когда разрабатывалась ФЦП "Сибирь"(1996 г.), цена нефти на мировом рынке в среднем по году была 13 долларов за баррель, когда принималась Стратегия развития Сибири в 2010 году — 70 долларов. Сейчас — за 100 долларов. Ну и что?
Вместе с тем, целевая установка всех программных документов развития производительных сил мегарегиона — модернизация экономики Сибири и ускоренное повышение уровня жизни её населения — не изменялась. Поэтому следующий шаг — разработка Стратегии-2030. Мы её, конечно, разработаем, но надо учитывать, что с точки зрения процесса разработки и прохождения документа, собственно разработка стратегии — это не самый главный этап. Самый главный — это её согласование. Этап согласования занимает раза в три-четыре, а может и в пять раз больше времени, чем этап разработки. А второй момент состоит в том, что, разработав и приняв стратегию развития, нужно добиться её финансирования. Это тоже требует коллегиальных решений и коллективных усилий.