http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9ba0ddb8-1451-4a36-9dad-22f069606e50&print=1
© 2024 Российская академия наук

Владимир МАЛАХОВ: «За дно океана ещё придётся побороться»

25.06.2009

Источник: STRF, Марина Σ Муравьёва



Исследования морских беспозвоночных, обитающих на глубине океана, свидетельствуют, что там имеются залежи нефти и газа

 

Это дополнительный ресурс человечества. Сейчас ложе океана ничьё. Но технологии быстро развиваются, и когда наступит критическая ситуация с использованием полезных ископаемых, то задумаешься, как добывать нефть не с 50 метров, а с 2 километров. И будет важно, какие политические решения примут в отношении сейчас, казалось бы, никому не нужного дна океана.

Справка STRF.ru:

Малахов Владимир Васильевич, заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН

В начале июля группа студентов и аспирантов кафедры зоологии беспозвоночных Биофака МГУ отправится в традиционную летнюю экспедицию на Белое море. Какие исследования Вы планируете проводить в этом году?

— Наша кафедра занимается изучением биологического разнообразия беспозвоночных, а именно морских животных. Уже много лет мы сотрудничаем с Институтом океанологии РАН. И одно из направлений исследований связано с изучением беспозвоночных, которые обитают в очагах подводного вулканизма. Пытаемся разобраться, какие организмы живут на глубине океана, за счёт чего и как они размножаются.

Мы привыкли со школьных времён считать, что источником жизни всех сообществ является солнечный свет. Однако это не так. На 3-4- километровой глубине океана существуют весьма богатые сообщества, с колоссальной биомассой — по 10-15 килограммов на квадратный метр. Эти организмы используют совершенно другую энергию для синтеза органического вещества. Например, окисляют сероводород. И абсолютно не зависят от энергии Солнца.

Исследования этих беспозвоночных интересны в разных аспектах. В частности, они открывают путь к поиску внеземной жизни, но вовсе не на ближайших планетах Солнечной системы, как это обычно делается. На Марсе последний вулкан потух три миллиарда лет назад. Жизнь надо искать там, где есть активный вулканизм, то есть на спутниках планет-гигантов (Юпитера и Сатурна). Например, Европы, Ио. И основным источником жизни там будет не солнечная энергия, а подводные вулканы

Каких именно морских беспозвоночных Вы изучаете?

— В качестве примера могу рассказать о последних исследованиях, которые мы начали в прошлом году при поддержке Роснауки. Изучаем группу беспозвоночных животных — вестиментиферов, которые обитают в очагах подводного вулканизма. Они обладают своеобразной чертой — во взрослом состоянии лишены органов пищеварения. Долгое время было не ясно, как они питаются. Оказалось, что они культивируют бактерии внутри себя, то есть обеспечивают жизнедеятельность за счёт бактерий-эндосимбионтов, населяющих их трофосому — массивный клеточный тяж, который пронизан кровеносными сосудами. Трофосома вестиментиферов наполнена сероводородоокисляющими бактериями. А погонофоры (другая группа организмов) в качестве источника питания используют не сероводород, а метан. В одной из экспедиций мы измерили концентрацию метана в толще осадка. Оказалось, что погонофоры обитают только там, где концентрация метана превышает один миллилитр на литр осадка. Такие высокие концентрации имеются только в местах подводных залежей нефти и газа.

То есть эти беспозвоночные указывают на подводные залежи полезных ископаемых?

— Совершенно верно. Тот факт, что погонофоры обнаружены во многих глубоководных местах Мирового океана, говорит о том, что у человечества имеется дополнительный ресурс природных запасов. Только не на шельфе, а на ложе океана, там, где пока мы добывать нефть не умеем. Это важнейший факт, который, на мой взгляд, имеет и политическое значение. Сейчас ложе океана ничьё, только шельфовые районы имеют какую-то экономическую принадлежность. Средняя глубина Мирового океана — 3-4 километра (большую часть поверхности планеты занимают воды океана такой глубины). Добывать нефть с таких глубин очень дорого. Однако технологии быстро развиваются. А когда наступит критическая ситуация и природные ресурсы будут исчерпаны, то начнёшь думать, как их добывать не с 50 метров, а с 2 километров. И тогда станет небезразлично, какие политические решения будут приняты в отношении сейчас, казалось бы, никому не нужного морского дна на глубинах 2-4 километров. Погонофоры говорят, что там есть нефть и газ — придёт время, когда нам придётся об этом вспомнить. Насколько богаты эти залежи, ещё надо исследовать. Но как бы то ни было, сейчас у нас есть твёрдая уверенность, как ни удивительно — это результат исследования зоологов, а не геологов, о том, что на ложе океана есть природные ископаемые.