http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9bb6213d-d407-4dce-8f2c-7c6161cb1e81&print=1
© 2024 Российская академия наук

Аргументы от фрагментов

29.08.2009

Источник: Поиск, Светлана СИБИДАНОВА



Регионам нужны единые инновационные правила

 

В Улан-Удэ в рамках Байкальского экономического форума (БЭФ) прошла Международная конференция “Роль Сибири и Дальнего Востока в глобальном развитии”. Ее участники на круглых столах, проведенных в одно и то же время в разных точках города, обменялись мнениями по жизненно важным для Сибири и Дальнего Востока темам: развитие туризма, транспорта, особенности использования природных ресурсов, демографические и миграционные процессы. Но ключевой вопрос, конечно же, заключался в том, как двигаться к экономике знаний, основанной на инновационных технологиях. Об этом шла речь на круглом столе “Сибирь и Дальний Восток: пути формирования и развития региональной инновационной системы”. Он прошел в конференц-зале Национальной библиотеки и собрал более 100 представителей образования и науки, а также высокотехнологичного бизнеса из разных городов России.

Начал разговор модератор круглого стола - председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов. Он задал обсуждению деловой тон, призвав участников говорить кратко, сосредоточившись на дельных рекомендациях, которые будут по итогам заседания отобраны и проанализированы. “Об инновационной системе разговоры ведутся давно, но сделано очень мало, необходимо разобраться, почему это происходит”, - сказал Х.Чеченов.

По мнению Хусейна Чеченова, проблемы в инновационной политике связаны, в первую очередь, с пробелами в законодательстве. В 43 регионах уже есть законы об инновационной деятельности, а на федеральном уровне такого документа нет. Председатель комитета верхней палаты парламента выразил недовольство тем, что застопорилось принятие Закона о малых предприятиях в вузах и научно-исследовательских учреждениях, которые дали бы возможность “знание переводить в продукт” (вскоре после БЭФ этот документ все-таки был принят - см. с. 3). Нужно также освободить эти малые предприятия от налогов лет на пять, для того чтобы инвесторы понесли туда деньги. Кроме того, Х.Чеченов считает, что необходимо принять закон о государственных и негосударственных научных центрах, чтобы получить способ “подтянуть негосударственные научные структуры к реальным инновационным процессам”. Как стало ясно из выступлений и других докладчиков круглого стола, эти законы ждут и в образовательных, и в научных организациях и связывают с ними большие надежды.

То, что бизнес пока далек от того, чтобы массово инвестировать инновационные проекты, говорили многие участники круглого стола. Усугубил ситуацию финансовый кризис. Модератор круглого стола от хозяев БЭФ, председатель Комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного Хурала Республики Бурятия Вячеслав Ирильдеев привел данные социологического опроса, проведенного среди представителей органов власти, бизнес-сообщества и академической науки. В его ходе выяснялось, как респонденты оценивают уровень развития инновационной системы. Большинство опрошенных считают, что он низок как в республике, так и в целом в стране. Хотя 83% наблюдают в этой области незначительные положительные изменения.

Как же создать в таких условиях инновационную систему? Как считает В.Ирильдеев, обязательным условием перехода регионов на инновационную модель развития является непременное и значительное участие государства. Успешные же инновационные проекты, которые он привел в пример, реализованы не “благодаря”, а “вопреки”, то есть без какой-либо государственной поддержки, - это центр под руководством доктора медицинских наук Петра Шаблина, который занимался инновациями в микробиологии, успешное сотрудничество Улан-Удэнского авиазавода с Бурятским госуниверситетом в производстве нанопорошка.

Впрочем, на заседании упоминались государственные структуры, которые по-настоящему способствуют росту инноваций. Результативен Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Хотя и он, по мнению инвесторов, должен наладить более продуктивное сотрудничество с органами исполнительной власти в регионах.

Как отмечали выступавшие, в Сибири и на Дальнем Востоке в настоящее время не существует единой инновационной системы. Создание и развитие ее фрагментов происходит на уровне субъектов, а успехи в этом деле зависят от научного и промышленного потенциала конкретного региона. Основными зонами модернизации в слабозаселенных регионах Сибири и Дальнего Востока являются крупные города.

В.Ирильдеев подчеркнул, что стратегия развития Сибири и Дальнего Востока должна акцентироваться на человеческом капитале, а не на ресурсах территории, поскольку для восточных регионов сегодня общей тенденцией является миграция квалифицированной рабочей силы в западные части страны. Как считает председатель комитета бурятского парламента, в республике нужно передать управление инновационными процессами из Минобрнауки в Министерство экономики, так как “любое изобретение, научное открытие, только воплотившись в изделие, становится инновацией или нововведением, то есть на стадиях производства и потребления”. Много проблем и в процессе отбора инновационных проектов: “В комиссиях заседают одни и те же люди - члены правительства, гораздо эффективнее было бы, если бы в состав комиссий входили инвесторы”.

Совершенствовать нужно и механизмы реализации федеральных целевых программ в области инновационного развития. Конкурсы на заключение госконтрактов в рамках ФЦП проводятся, как правило, не ранее второго квартала, а выделение финансирования обычно затягивается до середины года. В этих условиях назрела необходимость внесения поправок в Федеральный закон №94-ФЗ, учитывающих инновационную составляющую и другие особенности размещения заказов на выполнение НИОКР.

На актуальности венчурного и посевного инвестирования сделал акцент заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин. Он сообщил, что на этом направлении ощущается нехватка конкурентоспособных проектов. На эту ситуацию не влияет даже наличие серьезных научных школ. Ю.Сентюрин признает: “Много говорится об инноватике, но когда возникает вопрос, куда разместить появившиеся средства, выделенные из бюджета или имеющиеся в венчурных компаниях (Российская венчурная компания, около 20 инвестиционных фондов), оказывается, что вкладывать их некуда”. Как считает Юрий Сентюрин, ситуацию может исправить активное стимулирование посевной стадии развития.

За два с половиной часа заседания было высказано немало предложений, ни одно из которых, как заверил Хусейн Чеченов, не осталось без внимания. Все было учтено при выработке рекомендаций круглого стола. В них сказано о необходимости усовершенствовать законодательство, в частности ускорить разработку и принятие закона “Об инновационной системе в Российской Федерации”. При этом особое внимание должно быть уделено разграничению полномочий и функций федеральных и региональных органов власти в сфере инновационной деятельности. Как считают участники дискуссии, требует совершенствования и законодательство, регулирующее правомочия государственного сектора науки - основного источника инноваций. До сих пор законодательно не закреплено понятие “государственный сектор науки”, его структура, основополагающие задачи, права и обязанности его участников.