http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9ce8557b-4dcd-4e6d-868a-3a35e343ef7e&print=1© 2024 Российская академия наук
Правительство утвердило программу фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, установив для нее бюджетное финансирование в 253 млрд руб. Как и прогнозировал "Ъ", академии сами смогут определять приоритеты научной работы, однако взамен получили финансового контролера. Управлять денежными потоками будет координационный совет программы, в состав которого войдут представители исполнительных органов власти.
Программа фундаментальных исследований, утвержденная распоряжением правительства, представляет собой свод правил финансирования отечественной науки. Наряду с финансированием (академии в течение пяти лет получат более 250 млрд руб., из которых более половины, порядка 160 млрд, приходится на Российскую академию наук) в документе впервые зафиксированы приоритеты научных исследований. Вопреки ожиданиям, преимущественного финансирования исследований в области нанотехнологий в программе не предусмотрено — проблемы физики наноструктур, нанотрубок и наноэлектроники соседствуют с классическими исследованиями в области точных и естественных наук. По признанию президиума РАН, нанопроекты планируется финансировать из бюджета госкорпорации "Роснанотех".
Документ устанавливает и новый порядок выделения средств. Академии наук переходят от сметного финансирования к проектному. Речь идет о конкурсном распределении средств, которые будут поступать на счета конкретных институтов. В программе зафиксированы критерии распределения финансирования: индекс цитирования в авторитетных научных журналах, доля молодых ученых, способность к привлечению внебюджетных средств и высокие показатели при проведении экспертизы научных разработок.
Кроме того, деньги станут расходоваться в обход казначейства. По информации "Ъ", новая схема распределения средств потребует от академии ввести в свою структуру контрольно-ревизионное управление, а для совершения финансовых операций заключить партнерские отношения с одним из российских банков.
Основное новшество состоит в том, что у финансовых потоков в науке впервые появляется внешний управляющий. Руководить исполнением программы станет координационный совет, в состав которого наряду с руководителями государственных академий войдут представители правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Напомним, что вопрос внешнего контроля за административно-финансовой деятельностью академии стал ключевым в борьбе академии наук с правительством, более двух лет пытавшимся провести реформу РАН. Изначально реформаторы планировали сократить полномочия президиума РАН до экспертно-исследовательских, а управленческие функции передать наблюдательному совету с высокой долей чиновников. Эту норму предлагалось закрепить в уставе академии наук, однако государственные академии во главе с РАН заблокировали принятие правительственного варианта устава. Более того, академия получила своеобразное повышение в статусе, став самостоятельным субъектом бюджетного планирования с прямым выходом (минуя Минобрнауки) на ведомства экономического блока кабинета министров.
Нынешняя программа фундаментальных исследований демонстрирует, что победа академического президиума над реформаторами из правительства условна. Убрав внешний контроль за академией из устава, правительство просто переместило его в документ, регламентирующий финансовую деятельность научного сообщества.
В РАН потери предпочитают не замечать. Так, в президиуме академии считают, что присутствие чиновников компенсируется тем, что во главе совета будет стоять президент РАН (действующий президент академии Юрий Осипов). "Пусть входят, если не имеют контрольного пакета при голосовании по приоритетам научных исследований,— считает вице-президент РАН Геннадий Месяц.— Никто, кроме ученого, не сможет определить приоритеты науки. А то нам уже однажды извне прислали программу приоритетов — там космические исследования были записаны в графу "транспорт", а теория вероятности и высшая алгебра — в графу "терроризм"". Президент Российской академии медицинских наук Михаил Давыдов тоже считает, что "координационный совет не наблюдательный": "Тогда речь шла о надсмотрщиках, теперь — о коллегиальном органе, который занимается межакадемическими проектами, способен оценить качество исследований и имеет прямой выход на правительство".
Примечательно, что, несмотря на принятие документа правительством, процесс оформления процедур финансирования еще не завершен. Как сообщил "Ъ" глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, программе дается переходный год, когда элементы старых и новых правил финансирования будут применяться одновременно.