НА ПУТИ К ЯСНОСТИ. КАКОЙ БЫТЬ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ?
11.08.2017
Источник: Поиск, 11.08.17, Надежда Волчкова
Не так давно был утвержден План реализации Стратегии
научно-технологического развития (СНТР) России на ближайшие три года. В разгар
лета долгожданный документ (согласно указу президента, он должен был выйти в
марте) ажиотажа не вызвал. Это, однако, не означает, что заинтересованные
ведомства его не заметили. В плане прописан довольно напряженный график мероприятий,
так что исполнители должны включаться в работу без промедления. Российская академия
наук значится среди ответственных за выполнение многих пунктов плана. В
частности, РАН должна участвовать в разработке государственной программы
“Научно--технологическое развитие РФ” и входящей в ее состав Программы
фундаментальных исследований, “сформированной в соответствии с большими вызовами
и включающей механизмы их корректировки”. На последнем перед летними каникулами
заседании Президиума РАН было принято решение о создании рабочей группы по
подготовке проекта Программы фундаментальных исследований Российской Федерации
на долгосрочный период.
Что думают в Академии наук по поводу Плана реализации СНТР? Какой видят
новую программу фундаментальных исследований? Как определяют ее место в
меняющейся системе управления наукой? На эти вопросы “Поиску” ответил
заместитель президента РАН, руководитель Информационно-аналитического центра
“Наука” член-корреспондент РАН Владимир Иванов.
- Владимир Викторович, вначале хотелось бы узнать, соответствует ли
План реализации СНТР вашим ожиданиям? Приняты ли предложения РАН?
- Этот план готовился Министерством образования и науки России, которое
несет основную ответственность и за его реализацию. Академия наук давала свои
замечания, часть из них учтена, часть нет. Но в целом план отражает уровень
понимания властью возможностей и логики функционирования науки. Время покажет,
насколько это понимание соответствует действительности. Как известно, “гладко
писано в бумаге...”
- Как, на ваш взгляд, формирующаяся “современная система управления в
области науки, технологий и инноваций” (цитата из названия
п. 1 плана) будет соотноситься с законом о РАН?
- Владимир Владимирович Путин в ходе встречи со старейшинами РАН 30 мая
так сформулировал свое видение роли и места академии в системе управления
наукой: “Нужно подумать о том, как нам дальше структурировать саму административную
структуру, как нам сделать ее более эффективной, приспособленной к решению
задач сегодняшнего дня с тем, чтобы Академия наук была именно штабом
исследований и определения перспектив развития науки”. С учетом положений ФЗ
№253 это означает, что на академию возлагается ответственность за разработку
научной политики. А это требует наделения ее ресурсами и полномочиями. Однако
если с постановкой задачи все понятно, то механизмы ее выполнения в законе
сформулированы туманно. Очевидно, что необходимо внести изменения в законодательство.
В РАН соответствующие предложения подготовлены.
- Ключевая роль в реализации СНТР отводится советам по приоритетам
научно-технологического развития. Нет ли у вас опасений, что передача всей
власти советам приведет к сокращению полномочий Академии наук?
- Сам факт создания системы советов никакого беспокойства у нас не
вызывает. В академии советы по научным направлениям и программам - это основной
механизм управления исследованиями. Можно говорить об их эффективности, но, как
известно, нет предела совершенству. С 2008 года по похожей схеме действует
Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук.
За почти десять лет работы в рамках этой программы была налажена координация
фундаментальных исследований госакадемий. Этот опыт можно распространить на всю
фундаментальную науку, ведь во многом благодаря академической системе уровень
фундаментальных исследований в стране удалось сохранить, несмотря на
трансформации последних лет.
Вообще же советы по приоритетным направлениям - это, по сути, возврат к
методам, хорошо зарекомендовавшим себя во времена СССР. Так, в структуре
Специального комитета, ответственного за создание атомного оружия, действовал
Технический совет, который определял направления исследований и разработок и
обеспечивал их координацию. Аналогичный орган, известный как Совет главных
конструкторов, работал и в космической отрасли. В этих советах, что характерно,
ведущую роль играли ученые и конструкторы, а администраторы создавали необходимые
для работы условия. При этом личная ответственность руководителей всех уровней
была очень высока.
Если удастся сформировать такой подход применительно к прикладным
исследованиям и разработкам, то можно ожидать хороших результатов. Ключевым
вопросом в данном случае является организация работы советов по приоритетным
направлениям. Руководить процессом должны высококвалифицированные специалисты,
а не “эффективные менеджеры” без практического опыта реализации
научно-технологических проектов и управления научными организациями.
- Согласно Плану реализации СНТР, государственная программа
“Научно-технологическое развитие РФ” должна быть утверждена к
1 октября текущего года, а входящая в ее состав Программа
фундаментальных исследований (ПФИ) - к 1 июня 2018 года. Почему сначала
планируется принять большую программу, а потом ее составляющие?
- Пока нет полной ясности, что будет представлять собой госпрограмма.
Можно предположить, что на первом этапе будут определены механизмы и
направления деятельности, а на следующем - приняты конкретные подпрограммы и
проекты в соответствии с заявленными приоритетами. В этой логике такая
последовательность объяснима.
В рамках ПФИ, о которой говорится в плане реализации Стратегии как о
программе, сформированной в соответствии с большими вызовами и включающей
механизмы их корректировки, будут проводиться исследования, направленные на
решение конкретных актуальных задач. Однако спектр фундаментальных задач
значительно шире. Поэтому в РАН приступили к разработке более полного документа
- Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на
долгосрочный период. Эта программа должна обеспечить получение новых знаний, в
том числе прямо не связанных с поставленными в СНТР проблемами.
- РАН разрабатывает эту широкую программу фундаментальных исследований
в инициативном порядке?
- Академия наук обязана это делать в соответствии с законом о РАН.
Первый вариант концепции программы был подготовлен еще в 2014 году, прошел
широкое обсуждение в научном сообществе, на рабочих совещаниях в Академии наук
и на заседании Президиума РАН. Однако по ряду не зависящих от нас причин эта
работа была приостановлена. Теперь ситуация поменялась: Минобрнауки
поддерживает идею о разработке данной программы. В министерстве положительно отреагировали
на наше предложение о создании для этих целей межведомственной рабочей группы.
В соответствии с решением Президиума РАН от 5 июля, такая рабочая группа сейчас
формируется. К участию в ней приглашены представители университетов, ведущих
научных центров, госкорпораций, а также правительственных структур,
осуществляющих координацию и финансирование научных исследований и разработок.
- Какое место должна занять эта программа в новой системе управления
наукой?
- Ее роль вытекает из понимания значения фундаментальной науки,
заложенного в СНТР, а именно: фундаментальная наука обеспечивает получение
новых знаний и опирается “на собственную логику”. При этом, как написано в
Стратегии, “поддержка фундаментальной науки как системообразующего института
долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства”.
Главная задача программы - консолидация научного сообщества,
восстановление целостной системы фундаментальных исследований. Это позволит
более рационально использовать те небольшие средства, которые государство
выделяет на фундаментальную науку.
- Кстати, на заседании Президиума РАН задавалось много вопросов по
поводу того, как будет финансироваться новая программа. Какой вам видится эта
схема?
- Прежде всего, отмечу, что сложившиеся в стране в последнюю четверть
прошлого века система финансирования научных исследований и разработок и
способы управления этой сферой не отвечают требованиям времени. СНТР по статусу
эквивалентна Стратегии национальной безопасности. Такие документы в России принимаются
впервые, и для их реализации старые механизмы не подходят.
В идеале система финансирования ПФИ должна работать следующим образом.
В законе о госбюджете определяются объемы финансирования приоритетов (один из
них - фундаментальная наука), в рамках которых советы по направлениям
определяют приоритетные проекты и исполнителей и распределяют выделенные
средства. Финансирующие организации обеспечивают доведение средств. При этом
должны быть учтены и возможности государственно-частного партнерства.
Особое внимание надо обратить на рациональность расходования средств.
Действующая Госпрограмма развития науки и технологий не обеспечивает
эффективного распределения финансов на фундаментальную науку. Финансирование
академических институтов, университетов, научных центров не скоординировано,
система научных направлений не принята научным сообществом. Если управление и
финансирование останутся такими же архаичными, непрозрачными, неповоротливыми,
то и результат будет соответствующим. Даже выделение дополнительных средств ситуацию
принципиально не изменит.
- А вы не могли бы конкретизировать ряд моментов? Сохранятся ли у
работающих в науке организаций базовые бюджеты? Пойдут ли деньги потенциальных
участников программы в общий котел, или каждый продолжит распоряжаться своими
финансами самостоятельно? Будут ли выделены на приоритеты дополнительные
средства?
- В первом приближении можно нарисовать следующую схему. Программа
фундаментальных научных исследований на долгосрочный период должна состоять из
трех крупных разделов. Первый - фундаментальные исследования по максимально
широкому спектру. Определение направлений исследований и распределение средств
на их проведение осуществляет Координационный совет по Программе
фундаментальных исследований. Результатом таких работ должны стать новые
знания, необходимые и для образования, и для разработки новых технологий, и для
выявления новых вызовов. Этот раздел финансируется из средств федерального
бюджета, выделяемых для проведения исследований в академическом, вузовском и
отраслевом секторах. Базовое финансирование научных организаций должно
сохраниться, по крайней мере в обозримой перспективе. Кроме того, необходимо
найти средства на создание в России крупных научных установок.
В рамках второго раздела следует предусмотреть проведение
ориентированных фундаментальных исследований, призванных обеспечить развитие
приоритетных определенных СНТР направлений. Финансирование в этом случае может
осуществляться в рамках средств, выделяемых на реализацию конкретных программ и
проектов - из бюджетных и внебюджетных источников.
Третий раздел программы должен обеспечить проведение исследований по
инициативе отдельных ученых и научных коллективов при поддержке научных фондов,
в первую очередь РНФ, РФФИ, ФПИ.
Представляется, что такая схема организации исследований обеспечит не
только выполнение Стратегии научно-технологического развития, но и поддержку
выходящих за ее рамки проблем, а также создание научного задела на будущее.