http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9daf48da-be31-4562-a2d6-74b535f35dd4&print=1© 2024 Российская академия наук
«Чтобы стать научным лидером, западному учёному надо пройти через сито различных конкурсов, в том числе и на постоянные должности профессоров. В России всё иначе. У нас научный лидер – это заведующий лабораторией. В коллектив входят люди с постоянными штатными позициями, они финансируются из госбюджета, а не из грантов лидера. Когда завлабораторией умирает или уходит на пенсию, на его место назначается новый человек, чаще всего следующий по «научному старшинству» сотрудник той же лаборатории, независимо от того, обладает ли он качествами научного лидера. Подобная схема неминуемо ведёт к деградации научной деятельности», – объясняет учёный.
«Должен сказать о странной ситуации, которая сложилась вокруг новых конкурсов по ФЦП «Кадры», которые были недавно объявлены Минобрнаукой. Напомню, что после принятия пресловутого 94-го закона о госзакупках финансирование федеральных программ шло по лотам. Главным критерием победы в конкурсах была не научная ценность проекта, а его цена. И вот в прошлом году приняты наконец поправки в 94-й закон, и его положения больше не должны распространяться на научно-исследовательские работы. Конец лотам! Но оказалось, что новую систему лишь формально назвали грантовой», – рассказывает Хохлов.
«И заявки, как и раньше, подают организации, а не научные руководители проекта. Чего нет нигде в мире. Как и прежде, осталось абсурдное требование одной заявки по лоту от организации. Значит, ведущие вузы и институты РАН, в которых работают, скажем, по 100 докторов и по 500 кандидатов наук данной специальности, могут подать заявку всего одной группы под руководством доктора наук и одной группы кандидата наук. То есть хотели как лучше, а получилось как всегда», – заключает Хохлов.