АКАДЕМИК АЛЕКСАНДР ЧУБАРЬЯН: "В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ МОЖЕТ БЫТЬ СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ"

30.09.2005

Источник: Известия

Только что в здании президиума Российской академии наук прошло учредительное заседа-ние новой Академической образовательной ассоциации гуманитарного знания

В нем приняли участие представители 30 ведущих университетов страны. Ассоциация создана по инициативе ряда университетов и в том числе Государственного университета гуманитарных наук. С ректором университета и директором Института всеобщей истории РАН академиком Александром Чубарьяном, возглавившим новую ассоциацию вместе с ректором МГУ Виктором Садовничим и ректором Санкт-Петербургского госуниверситета Людмилой Вербицкой, беседует обозреватель Наталья Иванова-Гладильщикова.

ИЗВЕСТИЯ: Чем конкретно будет заниматься ассоциация?

АЛЕКСАНДР ЧУБАРЬЯН: Первое заседание назначено на конец ноября и будет посвящено линейному и концентрическому принципам образования в средней школе. Тут необходима перестройка: дело в том, что в школе все гуманитарные предметы преподаются по концентрическому принципу. До 9-го класса проходится вся программа, а в 10 - 11 -м ее "углубляют". На самом же деле часто идет простое повторение курсов. Я поднял вопрос перед министром о том, что необходимо вернуться к линейному подходу Нужно начать дискуссию на эту тему и готовить новые программы.

Курс обществознания тоже читается дважды. Я предлагаю прочитать его один раз, а потом изменить вообще и в 10 - 11 -м классах изучать основы права, экономики, историю мировых религий и культуры. Это даст уже взрослым детям представление о том, что такое общество.

ИЗВЕСТИЯ: Что вы думаете про современные учебники по истории?

ЧУБАРЬЯН: Мы пережили несколько этапов. Первый (очень позитивный) - когда мы ушли от одного учебника и появилась вариативность. Но затем оказалось, что этих учебников многие десятки. Во-первых, школа не может их купить; а во-вторых, многие учебники просто некачественные. Конечно же споры об учебниках истории соотносятся с уровнем политического размежевания в стране. Как можно сделать объективный учебник, если историки имеют разные точки зрения? Причем по ключевым вопросам.

ИЗВЕСТИЯ: В этой ситуации, видимо, все-таки необходима выработка общих критериев для создателей учебников истории?

ЧУБАРЬЯН: Да. Надо договориться по каким-то базовым вещам. Например, об общих, подходах в оценке событий Великой Отечественной войны, революции и Гражданской войны. Объяснить детям, что история развивается не по одному варианту. Не в самой истории, а в ее интерпретации может быть сослагательное наклонение. Нужно сказать: у нас в России случилась революция. Но развитие могло пойти и по другому пути. И тогда у нас была бы другая история. Это порождает ощущение разновариантности, права выбора. А это - самое главное для демократии.

Я сторонник многофакторного анализа. Он должен присутствовать и в учебниках. Например, одни говорят, что пакт Риббентропа - Молотова был правильным решением, а другие - что это был сговор Сталина с Гитлером. Частица правды есть и том, и в другом. Точно так же, когда мы говорим о революции и о Гражданской войне, нужно показывать, что и у белых, и у красных была своя правда.

История должна воспитывать уважение к другому мнению, к другим странам и расам; учить, что неуважение другой веры - это плохо. И в этом контексте важный вопрос - подготовка Институтом всеобщей истории учебника по истории мировых религий. ИЗВЕСТИЯ: Учебник уже закончен? ЧУБАРЬЯН: Да. Ориентировочно он называется "Религии мира". Прежде всего учебник - светский и написан известными специалистами, многие из которых участвовали в подготовке энциклопедии по разным мировым религиям. Я хотел бы отметить в этой связи автора главы по истории раннего христианства Н.В. Шабурова, А.В. Журавского (история ислама), Е.С. Токареву (история католичества), А.В. Назаренко и АЛ. Беглова (история православия). Мы считаем важным получить экспертные заключения по подготовленным текстам от представителей разных конфессий. Этот учебник должен показать детям, что религия - это элемент мировой культуры (чтобы дети понимали, что изображено на картинах великих мастеров, знали библейские сюжеты), что должно быть уважение к другим конфессиям. В учебнике есть и конкретные сведения о том, чем религии отличаются друг от друга. Представлены ранние религии, большой христианский раздел. Отдельные главы посвящены буддизму, иудаизму. Готовится хрестоматия с отрывками текстов из Библии, Корана, Талмуда, словарь терминов. Это учебник просветительский.

ИЗВЕСТИЯ: Совершенно очевидно, что нынешние учебники истории страшно перегружены. Дети не могут запомнить все то, что им придется отвечать на экзамене. Может, стоит выработать критерии того, что нужно спрашивать школьника на экзамене по истории?

ЧУБАРЬЯН: Выход один: должно быть принципиальное отличие учебника и того, о чем спрашивают на экзамене. Учебник существует не для того, чтобы все запомнить. Если ученик запомнит 30% - слава богу! Экзамен по истории должен быть построен по другому принципу: выявить способность молодого человека понимать, как история развивалась, и знание основных фактов. Все-таки нужно знать, что в 1825 году было восстание декабристов, понимать, какое оно оказало влияние. Может быть, кому-то важнее будет запомнить, что декабристки поехали в Сибирь за своими мужьями, нежели знать расположение полков. Кроме того, нужно расширять хрестоматии для школьников. Даже "исторические" сериалы полезны, даже "Бедная Настя" какая-нибудь: все-таки там говорится об императоре, его семье... Я считаю, что в учебниках истории нужно усилить момент истории частной жизни. Через это прослеживается эпоха.

ИЗВЕСТИЯ: Что для вас ЕГЭ по истории?

ЧУБАРЬЯН: ЕГЭ как элемент формализации знаний может существовать. Особенно в естественных науках. ЕГЭ по истории сложен, если вообще возможен. На экзамене человек должен показать, что он понимает предмет. Умелый преподаватель может разговорить человека, увидеть его потенциальные возможности, даже если тот плохо знает фактуру. Поэтому я выступаю за совмещение разных методов при проведении вступительных экзаменов.



©РАН 2024