http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9e25661b-2fb6-45fc-9305-a7cf9dedceb9&print=1© 2024 Российская академия наук
Накануне юбилея Юрий Сергеевич был гостем нашего "делового завтрака". Мы увидели не только крупного ученого и организатора российской науки, но и очень простого, доступного человека со своими увлечениями и пристрастиями. Особенно тепло он вспоминал своего первого учителя.
Российская газета: Юрий Сергеевич, в связи с тем, что приближается ваш юбилей, можно задать несколько личных вопросов? Кто ваш учитель? Есть ли у вас научный, нравственный авторитет, по которому вы сверяете свои действия, поступки?
Юрий Осипов: Моим учителем является выдающийся ученый, академик Николай Николаевич Красовский. С ним фактически связана вся моя жизнь. Это не просто математик, механик, педагог, основатель признанной во всем мире научной школы. Это человек редкого таланта, широко образованный, с очень жесткими нравственными требованиями и устоями. Работать с Николаем Николаевичем, конечно, было счастье. В университете на меня очень большое влияние оказал профессор Сергей Никанорович Шиманов.
РГ: Бытует мнение, что физик и лирик - вещи не совместные, а математик и лирик? Какую книгу открываете, когда устаете от формул и академии?
Осипов: Стараюсь, как ни трудно, открывать самые разные книги. К этому меня приучили родители. В нашем доме в Тобольске, где я родился и рос, была прекрасная библиотека. Она осталась еще от моих дедов. И тем не менее в голодном детстве и отрочестве мама и папа в день рождения дарили мне, как правило, книги. До сих пор храню томик произведений Пушкина (хотя "весь Пушкин" в домашней библиотеке был), изданный для детей "Детгизом", который мама подписала:"Люби и береги книги". Кстати, я очень люблю Тобольск, стараюсь каждый год туда приезжать. Если не удается, почти заболеваю. Ведь там мои корни.
РГ: А ваши родители имеют отношение к науке?
Осипов: Нет. Они окончили гимназии, затем мама училась на высших женских курсах, папа - на юридическом факультете университета, но потом началась гражданская война, разбросавшая нашу семью. Родители оказались в Томске, затем вернулись в Тобольск. В общем, это целая история.