http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9eeecc11-eb20-4ab2-ada2-e14159c9f720&print=1
© 2024 Российская академия наук

ВАРИАНТЫ ПРО ЗАПАС.

06.04.2012

Источник: Поиск, Волчкова Надежда

СОВМЕСТНУЮ ПРОГРАММУ ГОСАКАДЕМИЙ ЗАСТРАХУЮТ.

 


Готовя свою новую Программу фундаментальных научных исследований на 2013-2017 годы и дальнейшую перспективу, государственные академии наук будут решать задачу со многими неизвестными. О том, какую “систему уравнений” для этого придется составить, много говорилось на очередном заседании Координационного совета программы.

Впрочем, первым пунктом повестки дня было обсуждение и утверждение отчета правительству о том, как в 2011 году выполнялась действующая программа, которая близится к завершению. В докладе ответственного секретаря Координационного совета, заместителя главного ученого секретаря Президиума РАН Владимира Иванова был представлен анализ выполнения установленных для каждой из госакадемий целевых индикаторов. Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия архитектуры и строительных наук и Российская академия художеств со всеми своими заданиями справились на “отлично”. Российская академия наук не дотянула до запланированных величин по таким показателям, как удельный вес исследователей и их техновооруженность. Российская академия образования не добрала научных площадок для ведения экспериментальной работы. Российская академия медицинских наук завалила план по выпуску научной продукции, являющейся результатом исследовательских работ (новые медтехнологии, средства профилактики и диагностики), и не выполнила нормативы по количеству публикаций, защите диссертаций, удельному весу исследователей в возрасте до 39 лет.

Отставание некоторых академий от плана В.Иванов объяснил тем, что используемые индикаторы эффективности решения программных задач были предложены еще в 2007 году и многие из них сегодня нуждаются в пересмотре. Однако внести правки в текст программы после ее принятия сейчас можно только по решению Правительства РФ, добиться которого непросто. В концепции новой программы предусмотрен ряд мер, позволяющих исправить положение. Предполагается, например, расширить полномочия Координационного совета, чтобы он мог самостоятельно корректировать перечень мероприятий и целевые индикаторы, перераспределять средства между проектами.

Основные принципы формирования будущей программы Координационный совет утвердил еще в декабре 2011 года. Теперь представители академий одобрили план подготовки и согласования ее проекта. В июне они планируют направить этот документ в Правительство РФ. Согласно поручению вице-премьера по вопросам модернизации Владислава Суркова, он должен быть утвержден не позднее сентября.

Кстати, госакадемиям пришлось в буквальном смысле добиваться выхода этого поручения. “Когда выяснилось, что Программа фундаментальных научных исследований госакадемий не фигурирует в проекте государственной программы “Развитие науки и технологий до 2020 года”, мы решили, что ее просто хотят ликвидировать, - заявил вице-президент РАН Александр Некипелов. - Пришлось напоминать, что ее реализация регламентирована законом “О науке...”, и требовать его соблюдения. Появление поручения заместителя председателя правительства сняло все вопросы”.

Академиям наук предстоит определиться по таким основным моментам, как срок реализации новой программы, размер ее финансирования, набор целевых индикаторов, напомнил А.Некипелов. Проблема в том, что по каждому из этих направлений придется проработать несколько вариантов возможного развития событий и для всех этих вариантов нужно подготовить план научно-исследовательских работ и бюджетные проектировки. Так, срок исполнения программы может составлять 5 или 10 лет.

Нет определенности и с тем, какие средства выделит государство на обеспечение фундаментальных исследований. “Предыдущую пятилетку планировать было легче, поскольку действовал утвержденный Советом безопасности РФ график финансирования науки”, - заметил начальник Финансово-экономического управления (ФЭУ) РАН Эвалд Антипенко. Сегодня, делая предварительные прикидки, ФЭУ отталкивается от уровня обеспечения госакадемий в последние годы. Кроме того, академические финансисты исходят из условия, что доля заработной платы в общих расходах должна составлять не более 60%.

По мнению начальника ФЭУ, бюджет новой программы было бы логично формировать из трех видов субсидий - на выполнение госзаданий, централизованное приобретение оборудования и обеспечение международной деятельности. Сложнее всего определить, какие средства необходимо заложить на модернизацию инфраструктуры и приборного парка, отметил Э.Антипенко. Для этого академии должны провести тщательную ревизию своей материально-технической базы и составить планы стратегического развития.

Что касается целевых индикаторов, то в проекте новой программы будет сформирован общий их перечень для всех госакадемий. Использовать эти универсальные критерии эффективности предложено исключительно как ориентиры, не заставляя организации работать на показатель.

Подводя итоги заседания, ученый секретарь Президиума РАН Валерий Костюк призвал коллег отчитаться об итогах выполнения своей пятилетней программы не только перед властью, но и перед обществом. Дело чести руководителей госакадемий и ученых - рассказать в СМИ о наиболее важных результатах своих исследований, заявил он.