http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9f2af922-ffce-4e76-b37e-6065d3c09113&print=1
© 2024 Российская академия наук

НЕДОСТАТОК ДЕНЕГ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОТСТАВАНИЯ

21.06.2006

Источник: Sciencerf, Татьяна Бархатова



Во вторник на заседании Совета безопасности РФ премьер-министр Михаил Фрадков заявил о необходимости модернизации государственного сектора науки, в том числе Российской Академии наук. По его словам, "недостаток денег перестает быть причиной научно-технического отставания. Главный тормоз заключается в низкой эффективности работы, в неспособности довести ее до результата". Как Вы считаете, на чем может быть основано это заявление?

Сергей Цыганов: РФФИ ПОДДЕРЖИТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОЗВУЧНЫЕ С НАЗВАННЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПРИОРИТЕТАМИ

Сегодня в научной сфере правительство оперирует такими же методами, как и в экономике. В результате считается, если нет движения в отрасли, значит, что-то хромает. Несмотря на то, что Академия Наук была специально создана как структура для производства научных знаний, в общем объеме новых разработок есть и ее доля. И говорить о том, что в науке нет хороших результатов, нельзя, я с этим не согласен. Работая в Академии наук, в РФФИ, проводя программы поддержки инноваций, мы видим эти результаты. Несмотря на то, что учёных у нас, по сравнению с развитыми странами, с Соединёнными Штатами Америки, не так много, есть разработки, достойные продвижения.

На мой взгляд, председатель правительства прав, но лишь отчасти: не точно называется причина отсутствия результатов. Я вижу несколько таких причин. Последние пять-шесть лет идёт очень много разговоров о реформировании государственного сектора науки. Мы обсуждаем ситуацию: академический институт создал некую разработку, получил патент и лицензию, знает, как и кому передать новацию. Что дальше? Самое простое решение - создать при том же самом институте малое предприятие, которое начнёт осваивать эту продукцию. В университетах развитых стран это очень распространено. У нас институт Академии наук юридически не имеет таких прав. Он может войти в состав учредителей, получить разрешение собственника или использовать какие-то другие уловки, но это очень сложная схема. Правительство должно решить эту проблему, устранив юридические препоны для создания малых предприятий, для развития технопарков, для создания инновационных предприятий вокруг институтов, генерирующих знания. Президент РАН Ю.Осипов говорит правильно - нужно создать инновационный пояс вокруг институтов Академии наук. Это юридическая проблема.

Есть много причин, о которых мы часто говорим, и в которых, может быть, отчасти есть вина академии наук. Научные организации производят знания, но они их не могут продвинуть. Вторая проблема - должны быть созданы информационные системы, специальные порталы, зайдя на которые, посетители могли бы получить необходимую информацию о том, как использовать результат, в чем его преимущества, недостатки и так далее.

И третья проблема - какие модели нужно использовать, чтобы полученные научные результаты ввести в оборот. Мы много говорим о выдающихся достижениях зарубежных стран в инновационной сфере, например, о схеме коммерциализации, используемой в США в 1980-е гг. Фонд Бортника фактически использует эту схему. Надо определить, какие модели приемлемы для нас. Например, у нас есть программа об инновационно ориентированных проектах. Этот и другие проекты РФФИ позволят хотя бы частично решить эту проблему. Вчера мы с нашим руководством обсуждали, как можно модифицировать конкурсы РФФИ в связи с последним выступлением Фрадкова, и особенно - с определением новых приоритетных направлений. План работы на следующий год будет составлен таким образом, чтобы фундаментальные результаты, поддерживаемые РФФИ, вписывались в рамки приоритетных направлений, озвученных правительством. Более того, наука может определить новые перспективные приоритетные направления. Поэтому следующие конкурсы мы будем составлять, ориентируясь на решение задач, уже поставленных, и на рождение новых. Это задача фундаментальной науки, которая именно так понимается и в академии наук, и в российском фонде фундаментальных исследований. И мы хотели бы, чтобы эти вопросы были успешно решены.

Андрей АЛЕКСЕНКО: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ - ЭТО НЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, А КОММЕРЦИАЛИЗУЕМЫЕ РАЗРАБОТКИ

Это заявление основано на том, что отраслевая наука почти полностью уничтожена.

Раньше она была сконцентрирована в научно-исследовательских институтах, в объединениях промышленности, работала по государственным программам и была нацелена на конкретные разработки, на конкретный результат. Сейчас этого нет, поэтому необходимо воссоздать инфраструктуру для внедрения инноваций. Только так фундаментальные исследования РАН будут вписаны в общегосударственные или крупные отраслевые проекты, начав, таким образом, работать на промышленность.

Ведь сегодня получается, что академия наук живет в одном мире, а промышленность, которая за последние 15 лет деградировала, в другом, никакой связи между ними нет. Последнее время академия наук сплошь и рядом работала по иностранным грантам, многие ученые находились во внутренней эмиграции и занимались тем, что обслуживали своими фундаментальными исследованиями прикладные разработки других стран. Эта эпоха должна закончиться. Завершить ее можно только одним способом - создать крупномасштабные проекты по основным направлениям, которые определяют нашу экономическую независимость, обороноспособность, способность к экспорту готовой продукции и к развитию так называемой экономики знаний. Экономика знаний - это не фундаментальные исследования, как их привыкли понимать, это коммерциализуемые разработки, которые делаются по общепринятым в мире правилам.

Наши ученые не знают, что такое бизнес-план, как он пишется и как его воплотить. Во многих европейских фондах есть деньги, которые они готовы вложить в Россию, но мы не можем их взять, потому что нет соответствующего навыка. И до настоящего времени не было особого желания этот навык получить. Поэтому все - и образование, и отраслевая наука, и фундаментальная наука - должны работать вместе, согласованно. Пока же сохраняется система натуральных хозяйств - институты академии наук не взаимодействуют друг с другом. Деятельность предприятий, которые выжили вопреки всем реформам и работают в разных отраслях, тоже плохо скоординирована. Решить эту проблему должно государство, координируя исследования, определяя вектор развития инноваций, согласно которому будет работать частный сектор, передовые ученые и, главное, молодежь, которая просто не знает, куда себя приложить. С этим вопросом надо разобраться быстро, чтобы не отстать от других стран.