С МЕСТА В КАРЬЕРУ
04.07.2008
Источник: Поиск,
Евгений СВЕРДЛОВ, академик РАН
Как сохранить молодежь в науке?
Ситуация с молодыми научными кадрами в Российской академии наук не может не тревожить. В течение многих лет научная молодежь уезжала на работу за рубеж, что привело к тяжелым последствиям для российской науки. Вопрос о путях скорейшего возрождения интеллектуального потенциала страны с каждым годом становится все более актуальным.
Представляется, что необходимо срочно сформулировать и принять приоритетную национальную программу удержания в стране молодых людей, оканчивающих вузы и аспирантуру. И для РАН, и для Министерства образования и науки, и для страны в целом она должна стать самой приоритетной - то есть занять первое место среди всех других национальных программ как по финансированию, так и по другим показателям. Ведь никакие национальные программы не удастся реализовать, если не будет решена проблема сохранения молодых научных кадров.
Программа, о которой идет речь, должна сочетаться с программой развития стратегических направлений науки и включать создание новых институтов и лабораторий, нацеленных на решение наиболее актуальных проблем, возникших в предыдущий период развития науки. В частности, в биологии, на мой взгляд, существует острейшая необходимость создания центра (института) системной биологии, в котором объединялись бы усилия ученых из разных отраслей знания - математики, физики, информатики, общей биологии, генетики и других - для интегрального решения фундаментальных задач биологии на новом, постгеномном, уровне. Отделы подобной направленности следовало бы создавать во всех крупнейших биологических институтах.
Во главу таких институтов и отделов следует ставить молодых специалистов.
Думаю, что и в других отраслях знания назрели подобные революционные проблемы и к работе над ними нужно активно привлекать молодежь - причем не только как исполнителей, но и в качестве руководителей.
Существует положительный опыт, который может служить прообразом одного из путей создания привлекательных условий для работы молодых специалистов в стране. Это предоставление грантов молодым ученым на создание новых научных групп. Такая практика предусмотрена в программе Президиума РАН по молекулярной и клеточной биологии. Думаю, что этот опыт нужно всемерно расширять.
Важнейшую роль в программе должна играть система обеспечения молодежи жильем. Мне представляется, что здесь необходим кардинальный пересмотр подходов. Вместо того чтобы дорого и неэффективно строить жилье для молодых, необходимо разработать систему долгосрочных льготных кредитов на его покупку. При наличии в стране денег это позволило бы решить проблему в кратчайшие сроки.
Далее. В РАН необходимо продолжить практику создания академических ставок с ограничением возраста. Эта очень полезная практика открывает молодым людям перспективы роста в стране, она, несомненно, себя оправдывает.
Наконец, считаю неправильным отмену возрастных ограничений в академии на занятие высоких административных должностей. Помимо того что это прямой путь к застою в научных исследованиях, это также закрывает перспективы для карьерного роста молодежи и подталкивает ее к отъезду на Запад.
В заключение хотел бы отметить, что считаю принципиально неверной преимущественную ориентацию на возвращение уехавших в свое время за рубеж молодых специалистов. Рассчитывать на это, конечно, можно, но лишь как один из вариантов возрождения интеллектуального потенциала России в ряду и наравне с удержанием молодежи.
Тот, кто уехал, как правило, сделал свой выбор. Если положение такого человека стабильно, он стал крупным ученым, то крайне мала вероятность того, что он решится разрушить построенный им статус и вернуться. Если же настоящей научной карьеры не получилось, высокого научного положения на Западе достичь не удалось... Имеет ли смысл такого середняка приглашать и радоваться его приезду? Со многими из тех, кто уехал, я поддерживаю контакты, и мой опыт взаимодействия с ними подтверждает правильность такой постановки вопроса.
Что позволило нашим ученым преуспеть на Западе? Они приехали в хорошо оборудованные лаборатории и получили возможность работать в благоприятных условиях. Имея за плечами нашу подготовку, они смогли быстро достичь заметных результатов.
У меня не вызывает сомнения, что если мы создадим современной российской молодежи адекватные условия для жизни и работы, то ее представители в короткие сроки достигнут результатов нехудших.
Более того, я уверен, что такая стратегия приведет к тому, что наши заграничные соотечественники сами начнут возвращаться в Россию. Они продолжат исследования здесь, но не на особых условиях, а на общих основаниях, пройдя конкурс на зачисление в штат академических институтов.
Предлагаю срочно создать представительную академическую комиссию для разработки программы удержания молодежи в стране и как можно быстрее представить проект этой программы в Президиум РАН.