http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9fb64978-773a-4219-832a-0255405201af&print=1
© 2024 Российская академия наук

ЭДУАРД ДНЕПРОВ: "ЭТА РЕФОРМА - АКТ СУИЦИДА"

23.06.2005

Источник: Новая газета, 23.06.2005 Анна ШАМБУРОВА

ЭДУАРД ДНЕПРОВ, АКАДЕМИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ, МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ РФ В 1990-92 ГГ.: "ЭТА РЕФОРМА - АКТ СУИЦИДА"

- Эдуард Дмитриевич! Учителя фактически вынесли приговор реформам. Каковы последствия этого референдума?

- Власть не только глупа, она политически тупа. Последствия этой акции несравнимы с январскими событиями после монетизации. Несколько миллионов людей готовы выйти на улицу Я думаю, что если власть не примет меры, указанные в обращении, то ей придется туго. Чтобы привести людей в такое состояние, надо быть настоящим деструктором. За такие дела министров надо мгновенно катапультировать из кресел. Проводить сейчас задуманную образовательную реформу - акт суицида.

- После 2004 года сменились не только личности в министерствах, но и социальный курс. Проводимая реформа в образовании - всего лишь часть этой политики?

- Социальный курс и личности не сменились, они лишь обнажились после 2004 года. Уже с 2003-го правительство начало готовить пакет антисоциальных реформ. В социальной сфере это постановление о ГАНО (постановление о создании Государственных автономных некоммерческих организаций. - А.Ш.), которое было принято в 2003 году. Потом был составлен драконовский план в Министерстве финансов по отношению к образовательным учреждениям. Все делалось за спиной, за закрытыми дверьми. Все узнали об этом позже, когда 122-м законом правительство приговорило к смерти образование, науку, культуру. Из закона об образовании выбросили все финансовые обязательства государства. Власть расписалась... я даже не знаю в чем - мне не хватает литературных слов, чтобы это выразить...

- Выразите, пожалуйста. К чему приведет постановление о ГАНО? К чему ведет образовательная реформа?

- При смене статуса образовательного учреждения на образовательную организацию работники этого учреждения теряют все, что они имели. Государство не несет никакой субсидиарной ответственности, учреждения можно банкротить. А затем приватизировать. Перекладывать заботы на плечи населения и в итоге вводить платное образование. - Власть относит образование к сфере услуг Такого нет нигде в мире! Везде образование поддерживается государством. А у нас превращают школу в парикмахерскую. Это ненормально. Везде в мире государство все время увеличивает свое участие в образовании. Конечно, понятно, что Кудрин - не Витте. Но в последнее время ясно, что он просто фискальный маньяк. Он не знает общемировой закономерности: страна, в которой заработная плата учителя ниже средней по стране, неспособна к развитию. Поэтому мы имеем видимость роста, но не имеем даже видимости развития.

- Вы можете назвать примеры стран, по схеме которых: у нас сейчас идет реформа? Что стало с этими странами?

- У нас своя схема, уникальная. Даже в Латинской Америке, Польше, Украине зарплаты учителей несравнимы с нашими. Первые финансовые вклады в Японии, в Германии, в "азиатских тиграх" начались со вкладов в образование. Нас можно сравнить лишь с африканскими странами, которые остались за порогом развития. Наша схема похожа на африканскую. Если смотреть, сколько мы расходуем на одного ученика средней школы в процентах к подушевому ВВП, то мы стоим на предпоследнем месте в мире - перед Зимбабве.

- А говорят, что наше образование - самое лучшее...

- Это миф. Материал, который преподается, и методики преподавания отстали на две цивилизационные эпохи. Потому что и методики, и материал разрабатывались в тридцатых годах. Тогда мы переходили от аграрного строя к индустриальному А сейчас мы живем в постиндустриальной эпохе. За два года нашей работы над стандартами мы на 20% облегчили программу и на 30% обновили материал. Но Фурсенко по синдрому новой метлы отбросил это дело. Самое страшное - его непрофессионализм становится социально опасен. Это выразили учителя своим протестом.

- Учителя выразили этот протест на двух листах бумага, и для себя они просят очень мало. Как вы считаете, почему работники образования так мягки в своих требованиях - увеличить зарплату всего в 1,5 раза?

- Вы задали снайперский вопрос. Он обнажает всю пропасть между обезумевшей от жиру безнравственной властью, высокопоставленной чиновничьей мразью, олигархами типа Адамова, с одной стороны, и народом, учительством - с другой. Все эти люди у власти - маргиналы. Маргиналы не несут ответственности ни перед историей, ни перед страной, ни перед народом. Это пена, которая появилась на крутом повороте истории. Их интересует только короткий рубль. Понятий об историческом развитии у Грефа, Кудрина нет. Мы все знаем, откуда генетические корни у этой шоблы. А учителя растут из других корней, из российской интеллигенции. И главное понятие у этой интеллигенции - совесть и долг. Поэтому они запросили для себя так мало. Потому что средняя заработная плата по стране составляет 7 637,4 рубля. Средняя зарплата в образовании - от дошкольников до профессора - примерно 50% этой суммы. Увеличивая вдвое зарплату, учителя просто поднимаются до средней по стране. Они считают, что не имеют права просить больше. В отличие от власти, которая не имеет права, но грабит все больше и больше. Тотально и обвально проводя целый блок неподготовленных социальных, точнее, антисоциальных реформ. И это провал.

- Провал для власти? Или реформ?

- На самом деле это провал для власти. Патологическая жадность и стремление к наживе неизбежно ведут к краху. Но меня провал власти мало интересует, меня интересуют системный кризис и крах страны. Политика власти привела к разграблению экономики, и государство понесло потери, превышающие урон в Великой Отечественной войне. Теперь осталось разграбить нетронутое "социальное эльдорадо" - научные учреждения, вузы, здравоохранение. Я сочувствую, что вам придется жить в этой стране. Ведь если будет продолжаться такая политика, то к 2050 году у нас не будет России, а будут разрозненные регионы колониального характера, сырьевые базы.