РЕФОРМА Д.ЛИВАНОВА: КТО ТЕПЕРЬ ВЛАДЕЕТ ИМУЩЕСТВОМ РАН

06.11.2013

Источник: РБК

О создании ФАНО

Реформа Российской академии наук, которую министр образования Дмитрий Ливанов начал еще в июле, продолжает набирать обороты. Неделю назад правительство страны опубликовало постановление о создании Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

Наследство РАН

По словам авторов проекта, новое ведомство призвано регулировать экономические и правовые отношения организаций, которые входят в состав РАН. Проще говоря, все имущество, которое раньше находилось в распоряжении РАН, а также Академии сельхознаук (РАСХН) и Академии медицинских наук (РАМН) перейдут под контроль госагентства.

Согласно федеральному закону, в настоящее время в состав имущества РАН и подведомственных ей организаций входят "здания, сооружения, оборудование, приборы, суда научно-исследовательского флота, транспортные средства, средства связи и другое имущество, обеспечивающее деятельность и развитие академии и подведомственных ей организаций, а также социальные потребности работников академии (жилой фонд, иное имущество организаций социальной сферы академии)". Кроме того, по состоянию на вторую половину октября этого года в ведомстве академии находилось около 550 научных учреждений (в штате состоят почти 60 тыс. научных сотрудников), которые также перейдут в распоряжение ФАНО.

Негодования ученых

Новая система управления имуществом РАН вызвала протесты в научной среде. Дело в том, что в представлении ученых ФАНО - это госорган, призванный не только поделить изъятое у РАН имущество, но и средство дополнительного контроля непосредственно над научной деятельностью. Последнее обстоятельство более всего расстраивает академиков. Об этом РБК рассказал доктор биологических наук, профессор МГУ и замдиректора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд.

"Создается новая структура, но совершенно непонятно, как она будет функционировать. Есть серьезные подозрения, что ее цель - сокращение бюджетных расходов либо быстрая приватизация тех активов, которые можно быстро приватизировать. Таким образом власти восполнят бюджетный дефицит", - сказал он.

По словам ученого, в пользу его версии говорит также тот факт, что место руководителя ФАНО занял бывший заместитель министра финансов Михаил Котюков, а не обещанный президентом В.Путиным научный сотрудник. "Нигде не сказано, что целью этой замечательной организации является улучшение состояния науки, зато говорится о "повышении эффективности". Эту фразу можно понимать по-разному", - заявил М.Гельфанд.

Другой проблемой для сотрудников РАН может стать увеличившаяся с созданием ФАНО бюрократия, которая, безусловно, осложнит работу подведомственных агентству организаций. "В 2014г. институты и академии РАН ждет тотальный бюрократический коллапс. Не верю, что система способна это перенести: чтобы просто подписать ту или иную бумагу, люди не будут знать, куда идти. Я уже не говорю о взаимодействии между собой разных организаций, юридические лица которых, вероятно, изменятся", - рассуждает М.Гельфанд.

Кроме того, как полагают многие, одним из самых важных последствий образования ведомства могут стать серьезные сокращения в структурах академии. По словам председателя профсоюза работников РАН Виктора Калинушкина, количество научных сотрудников в ближайшее время может уменьшиться в два-три раза. Притом целые институты и вовсе могут быть ликвидированы, уверен он.

"Совершенно очевидно, что правительство думает о массовых сокращениях в РАН. Все эти слова о повышении зарплат сотрудникам требуют средств. Однако в госбюджете не предусмотрено увеличение финансирования российской науки. А это значит, что все это будет делаться в рамках существующего бюджета", - заявил В.Калинушкин.

Беспокоит научных работников и система управления нового ведомства. "Мы увидели все постановления, где никакого решающего слова ученых не предусмотрено. Все будет решать человек, который стоит во главе агентства. Если он будет прислушиваться к научному сообществу, то хорошо, но все равно ущерб будет большой. Если нет, тогда институты будут объединять по принципу стоимости квадратного метра", - считает глава научного профсоюза.

Вообще ФАНО создавалось для того, чтобы стать единым собственником и распорядителем федерального имущества, ранее закрепленного за РАН. Однако министр образования и науки Д.Ливанов сразу после создания ФАНО заявил, что деятельность федерального агентства будет касаться не непосредственно науки, а смежных с ней экономических вопросов. При этом в тексте постановления говорится, что ФАНО утверждает программы развития организаций академии, а также формирует государственные задания "на проведение фундаментальных научных исследований".

"Если эту фразу понимать дословно, то она страшно опасная, потому что на фундаментальные научные исследования госзадания не существует: не можете вы получить госзадание на доказательство теоремы или на открытие закона тяготения. Фундаментальная наука в принципе функционирует по другим механизмам", - говорит М.Гельфанд.

По его словам, ученым необходим определенный уровень свободы, так как в научной среде работа организована несколько иначе, нежели в госучреждениях. "Отбираются несколько ученых с разумными проектами и хорошей репутацией. Они пытаются придумать, открыть что-то новое. А технология госзадания характерна для другой деятельности - когда продуктом является не знание, а какой-то материальный объект", - объясняет профессор.

Несмотря на очевидные недостатки реформы РАН вообще и ФАНО как структуры в частности, М.Гельфанд все же смог выделить несколько положительных моментов. Он, например, уверен, что идея о том, что академия наук не должна работать, как министерство, а должна быть компетентным органом - правильная. "При этом финансирование должно происходить по конкурсным механизмам", - добавляет ученый. "Проблема только в том, что реформа в том виде, в котором мы можем сейчас ее наблюдать, не приближает нас к идеалу. А создание этого замечательного агентства - тем более", - заключает он.

Давайте жить дружно

Авторы реформы обещали не принимать принципиальных решений без согласования с представителями академической общественности, а ученые в свою очередь надеются, что чиновники будут учитывать специфику их деятельности и с осторожностью утверждать очередные изменения. В этих целях, а также для контроля за реализацией реформы РАН академики создали специальную комиссию, которая занялась отслеживанием всех изменений системы и разработкой альтернативных министерским путей решения задач.

Добавим, что широкий резонанс и массовые акции протеста ученых заставили авторов реформы притормозить ее реализацию. После очередной порции негодования общественности президент России Владимир Путин выступил с инициативой не торопиться и ввести годовой мораторий на имущественные и кадровые вопросы РАН, это произошло буквально в конце прошлой недели. Свое предложение глава государства озвучил во время встречи с президентом Академии наук Владимиром Фортовым и главой ФАНО Михаилом Котюковым.

"Я думаю, было бы правильно, чтобы и вновь образованное агентство, и президиум РАН совместно исходили бы из некоторого моратория на использование имущества и при решении кадровых вопросов", - заявил В.Путин.

Что получается в результате: огромную собственность и крупные научные институты доверили новому ведомству, которое пока по сути существует только на бумаге. За выделенный президентом год заморозки закона таинственное ФАНО должно сформироваться, начать работать и убедить ученых в своей целесообразности.



©РАН 2024