http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=9feb2ddd-8f6d-4502-9135-d2ec5fd55389&print=1© 2024 Российская академия наук
Обращение к президенту и правительству Российской Федерации
Участники круглого стола, обсудив ситуацию, сложившуюся в электроэнергетическом комплексе, отмечают, что отрасль находится в преддверии тяжелого энергетического кризиса. Это вызвано катастрофическим старением основных фондов, нарушением целостности единой системы энергоснабжения, полной потерей профессионализма в управлении на государственном и корпоративном уровнях.
Последствия уже выражаются в дефиците мощности, увеличении тарифов на электроэнергию и тепло, снижении надежности энергоснабжения вплоть до межрегиональных аварий, ведущих к потере качества энергообеспечения в наиболее ответственный зимний период. Под угрозой находится реализация задачи по удвоению ВВП и сама возможность выполнения государством одной из важнейших статей конституции Российской Федерации о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
Акционерная форма собственности в энергокомпаниях, являющаяся во всем мире основным методом привлечения инвестиций, оказалась полностью неработоспособной из-за постоянных нарушений прав и интересов акционеров.
Дробление АО «Энерго» на отдельные компании по видам бизнеса из-за откровенно затратной и деструктивной направленности привело к падению их капитализации на 25—75%, т.е. к прямому ущербу акционеров.
Отдавая должное правам всех владельцев, следует отметить, что наибольший ущерб при реформировании наносится правам главного акционера — государства.
Так, в наиболее капиталоемкой и определяющей энергогенерирующей сфере деятельности государство не имеет акций, а в созданных на основе уставного капитала РАО «ЕЭС России» важнейших для акционирования рынка акционерных обществах («Федеральная сетевая компания», «Системный оператор») оно оказалось полностью лишенным их акций.
Проводимая реструктуризация электроэнергетики, направленная на ослабление роли государства, неподготовленный переход к конкурентному рынку, уничтожению региональных энергокомплексов при дроблении их по сферам генерации, транспорта, распределения и сбыта ускоряет деструктивные процессы в отрасли, которые становятся тормозом развития экономики и фактором социальной напряженности. Неизбежность крупномасштабного энергетического кризиса в этих условиях объясняется наличием следующих причин:
1. Ранее в России вводилось до 10 млн. кВт установленных мощностей ежегодно, в настоящее время столько же будет выходить из строя.
Продление ресурса работы оборудования создает иллюзию благополучия, однако последствия будут катастрофическими, т.к. с какого-то момента произойдет обвальный выход из строя значительной части энергетических объектов.
Для нормального развития энергетики России сегодня требуются инвестиции в размере 5—7 млрд. долл. в год. Однако частный инвестор для крупных энергообъектов, на что уповает руководство РАО «ЕЭС России», может появиться только при условии, что стоимость электроэнергии будет в 2—3 раза выше, чем на действующих электростанциях, доставшихся сегодняшним собственникам практически бесплатно.
Учитывая, что на либеральном рынке цены на электроэнергию у новых и действующих электростанций будут одинаковыми, последние получат сверхприбыль более 25 млрд. долл. в год.
Деградация экономики России в этом случае неизбежна.
Без государственного регулирования это противоречие непреодолимо.
2. В условиях либерального рынка, раздробленности энергетики и ухода из нее государства практически исчезает заказчик на новые энергетические технологии и оборудование, т.к. головные установки в 2—3 раза дороже серийных. Таким образом, реализация инноваций в энергетике принципиально невозможна.
Принятая схема равновесных цен на оптовом рынке ведет к покупке электроэнергии по издержкам наименее экономичных электростанций. Это приводит к неоправданным затратам потребителей и незаслуженным «сверхприбылям» для владельцев старых электростанций, которые получили их в собственность за условную минимальную плату. Смена собственников генерации как истинная цель бизнес-проекта под названием «реформирование» есть борьба за сверхприбыль при грядущем дефиците мощности.
Ценовая конкуренция на рынке электроэнергии совершенно не учитывает эффективность топливоиспользования. При имеющемся диспаритете цен на топливо произошло абсолютное доминирование газа в отрасли, создавшее угрозу энергетической безопасности страны. При этом значительно сокращаются ресурсы природного газа для промышленности и экспорта, где его народно-хозяйственная эффективность в 4—5 раз выше.
3. Из-за хозяйственного разделения участников единого технологического процесса на федеральном и региональном уровнях нарушилась взаимозависимая целостная система электроснабжения, которая многие годы стабильно обеспечивала страну электрической и тепловой энергией. Катастрофическое снижение надежности электроснабжения при либеральных реформах подтверждается анализом беспрецедентных энергетических катастроф 2003 года в США и Европе и московской аварии 25 мая 2005 года. Об указанных рисках реформирования, начиная с 2001 года, неоднократно предупреждали отделения Российской академии наук, отраслевые и академические институты, рабочая группа экспертов, созданная по распоряжению президента РФ. Однако нарастание кризисных явлений в энергетике в текущем году, создающее угрозу деградации экономики России и социальной стабильности, показывает, что процесс становится неуправляемым. Сегодня вероятность энергетической катастрофы с непредсказуемыми последствиями для жизни людей и экономики зависит от случайных факторов. В этих условиях считаем необходимым принять экстренные чрезвычайные меры:
1. Разработать государственную программу типа ГОЭЛРО, предусматривающую долгосрочную стратегию развития энергетики России, с определением сроков ввода конкретных объектов, указанием источников финансирования, определением поставщиков основного оборудования, строительно-монтажных организаций и ресурсно-сырьевой базы. В программе должны быть предусмотрены меры по возрождению энергомашиностроительного комплекса России.
2. Для обеспечения финансирования вновь создаваемых энергетических объектов и реализации инноваций в энергетике образовать при президенте РФ Централизованный инвестиционный фонд, создающийся за счет как опережающей инвестиционной составляющей тарифа на электроэнергию и тепло, так и других временных источников, включая Стабилизационный фонд.
Т.к. создание энергетических объектов за счет средств Инвестиционного фонда фактически осуществляется за счет потребителя, то соответственно должна увеличиваться доля государства в акционерном капитале РАО «ЕЭС России».
При разработке Положения об Инвестиционном фонде необходимо обеспечить жесткий контроль за его расходованием как специализированными государственными органами, так и ассоциациями потребителей.
3. Для повышения надежности работы ЕЭС срочно восстановить единое управление энергокомплексами в регионах, имеющих стратегическое значение для энергетической безопасности страны и ее экономики. (Мосэнерго, Ленэнерго, Свердловскэнерго, Тюменьэнерго, Кузбасэнерго и др.). Использовать для этого опыт создания управляющих компаний с пропорциональной структурой капитала.
4. Указом президента РФ создать специальные комитеты по надежности на уровне федеральных округов и регионов для экспертизы принимаемых структурных преобразований, инвестиционных и инновационных программ.
5. Восстановить баланс прав и ответственности за энергоснабжение потребителей на федеральном и региональном уровне за счет возврата Российской Федерации контрольного пакета акций в ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК) и ОАО «Системный оператор»—ЦДУ ЕЭС» и передачи блокирующего пакета акций региональных энергокомпаний структурам, контролируемым администрациями субъектов РФ.
6. Обеспечить срочный возврат к профессиональному руководству электроэнергетикой на федеральном и региональном уровнях и смену представителей государства в советах директоров РАО «ЕЭС России», ФСК и «Системного оператора» для усиления роли ведомств потребителей и крупнейших регионов.
7. Для повышения эффективного функционирования (ФОРЭМ) в условиях дефицита мощности и электроэнергии, наличия изношенного и технически устаревшего оборудования принять в качестве модели рынка «Закупочное агентство» или «Единый покупатель», которые могут эффективно работать в этих условиях и позволят снизить тарифы для потребителей за счет оптимизации режимов ЕЭС России и эффекта от экспорта электроэнергии.
Владимир Владимирович и Михаил Ефимович!
Вы являетесь сегодня последней инстанцией, способной предотвратить энергетический кризис, причисляемый к наиболее разрушительным видам бедствий для национальной экономики и безопасности людей.
Учитывая вашу высочайшую ответственность за нашу Родину перед нынешним и будущим поколениями, просим вас принять чрезвычайные оперативные меры по восстановлению системной надежности энергообеспечения российских потребителей.
Участники «Круглого стола»: Академики РАН: Д.С.ЛЬВОВ, Ж.И.АЛФЕРОВ, Н.А.АНФИМОВ, К.С.ДЕМИРЧЯН, А.Н.ДМИТРИЕВСКИЙ, А.Э.КОНТОРОВИЧ, Э.П.КРУГЛЯКОВ, А.И.ЛЕОНТЬЕВ, Н.П.ЛЯКИШЕВ, Г.А.МЕСЯЦ, В.Е.НАКОРЯКОВ, Р.И.НИГМАТУЛИН, Е.И.ШЕМЯКИН. Чл.-корр. РАН: В.М.БАТЕНИН, Н.И.ВОРОПАЙ. Профессоры: Л.С.БЕЛЯЕВ, М.Г.ДЕЛЯГИН, В.В.КУДРЯВЫЙ, В.М.МАСЛЕННИКОВ, А.С.НЕКРАСОВ, И.Н.ОСТРЕЦОВ, В.П.ФОТИН, Б.К.ЛИСИН, Р.З.АМИНОВ, Ю.А.ЗЕЙГАРНИК, Е.А.ФАДЕЕВ, Ю.А.ВЫСКУБЕНКО, В.А.ДЖАНГИРОВ, приглашенные — 40 чел.
Д.С.ЛЬВОВ, председатель «Круглого стола», академик РАН;
В.В.КУДРЯВЫЙ, секретарь, профессор;
В.М.МАСЛЕННИКОВ, секретарь, профессор.