«С ТРИБУНЫ ЛЕТЕЛИ ФРАЗЫ «НЕ ПОНИМАЕТЕ» И «ЗАГУБИТЕ»
11.08.2015
Источник: ГАЗЕТА.Ru.,Николай Подорванюк
Как Академия наук может потерять свои особняки в центре Москвы
Может
ли Академия наук потерять свои особняки в центре Москвы, как ученым избежать
бюрократии и как реформа РАН будет идти дальше, во второй части интервью
«Газете.Ru» рассказал первый заместитель руководителя Федерального агентства
научных организаций (ФАНО) Алексей Медведев.
МОЖЕТ ЛИ РАН
ЛИШИТЬСЯ ОСОБНЯКОВ
— Предположим,
произошло абстрактное структурное преобразование институтов ФАНО — подобное
тем, о которых мы говорили в первой части интервью, — в результате которого
какой-то институт, который имел особняк в центре Москвы, попал под крыло
какого-то другого института, тоже с особняком в центре Москвы. Возмущенная
общественность тут же будет восклицать: «Вот то, ради чего затевалась реформа
РАН: «отжимают» здание у такого-то института, объединяют, сливают, рейдерский
захват и все прочее». Может ли такое произойти, что в результате структурных
преобразований какие-то институты могут лишиться своих зданий?
—
Первое, что хочу сказать: весь имущественный комплекс, который образуется в
рамках интеграционного проекта, остается в ведении соответствующего
юридического лица. Соответственно, здания никуда «на сторону» не уходят. Создан
ФИЦ — весь имущественный комплекс, который ранее был у юрлиц, в него вошедших,
останется в ведении соответствующего центра. И он должен планировать свой
бюджет так, чтобы хватало денег и на содержание вверенного ему имущества, и на
финансирование исследовательской программы, ради которой он был создан. У нас
нет оснований для того, чтобы выводить здания из соответствующего центра.
С
другой стороны, нужно понимать, что, когда эти институты создавались,
численность тех, кто в них работал, была значительно больше.
Сейчас
для многих институтов возможность сдавать в аренду пустующие помещения является
подспорьем. Так они могут зарабатывать дополнительные деньги на исследования. В
этом смысле объединение трех институтов, пустующих сегодня на треть, выгодно.
Это позволяет сократить издержки, связанные с содержанием большого
имущественного комплекса, привести его в соответствие тому научному коллективу,
который фактически должен проводить исследования. Но и в этом случае, прежде
чем объединять их, необходимо провести всестороннюю оценку. Имущественный
комплекс должен обеспечивать проведение тех исследований, которые ведутся научными
коллективами.
Только
решив эту задачу, можно перейти к следующим.
Еще
раз хочу подчеркнуть: каждый конкретный случай интеграции будет рассматриваться
с учетом сложившихся обстоятельств.
Приведу
пример. Не каждое здание годится для проведения исследований. Лабораторный комплекс
— это другой формат зданий, со своей эргономикой и организацией пространства. И
я думаю, что в отдельных случаях, если бы у научных коллективов была
возможность переехать из исторического здания в современное, хорошо
оборудованное помещение, которое максимально комфортно для проведения
исследований, они были бы не против. Но повторюсь, любые перемены должны
происходить лишь с одной целью — достичь высоких научных результатов.
ПРЕЗИДЕНТ ВВЕЛ —
ПРЕЗИДЕНТ ОТМЕНИЛ
— Вспомню
конкретный случай. Не про имущество, а про институты в целом — медицинские
институты, которые ушли из ведения ФАНО в Минздрав. Получился такой «сепаратистский
прецедент»: то, что нельзя сделать по распоряжению правительства, можно сделать
по распоряжению президента. Можете как-то прокомментировать эту ситуацию?
—
Действительно, есть мораторий, который определен соответствующим поручением
президента. Задача этого документа — сохранить имущество, кадровый и
организационный потенциал академической науки во время реформы. Преодолеть
мораторий можно только отдельным решением президента.
У
тех четырех институтов, которые перешли из ведения федерального агентства в
ведение Минздрава, была своя логика, которую они изложили президенту и с
которой он согласился. Я же со своей стороны хочу сослаться на исторический
опыт, который хорошо известен и к которому апеллируют ученые, когда встает
вопрос о передаче институтов из ведения академии или федерального агентства в
ведение других ФОИВов (ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти. — «Газета.Ru»)
или компаний с государственным участием. Подобные эксперименты проводились и в
советское время, и в новейшей истории. В большинстве случаев судьба
академических институтов, участвовавших в них, оказалась плачевной: они
утратили свой научный потенциал и в той или иной степени прекратили свое
существование как научные организации. И это понятно: логика и требования,
которые существуют в прикладных исследованиях, существенно отличаются от
идеологии фундаментальной науки. Прежде всего тем, что «отраслевики» требуют
получить конкретный результат в конкретные, порой очень сжатые сроки.
В
институтах, которые занимаются фундаментальными исследованиями, ситуация иная.
Здесь право на ошибку, на альтернативное мнение является базовым. Без него
фундаментальная наука невозможна.
Благодаря
такому подходу и появляется тот «бульон» фундаментальных исследований, где рождаются
идеи, которые затем становятся очень интересными и очень продуктивными в
прикладном применении, а не наоборот. Как только институты уходят, они через
какое-то время теряют свой научный потенциал, основанный на свободе научного
творчества. Для нас это очень ценно. И наша позиция заключается в том, что
академический сектор нужно сохранить. Институты должны оставаться в ведении
федерального агентства при научно-методическом руководстве со стороны Академии
наук. Мы эту позицию достаточно жестко отстаиваем.
— Есть ли
возможность, что какие-то еще институты также отсоединятся?
—
Мы получаем большое количество обращений и от отдельных ведомств, и от федеральных
университетов, и от образовательных учреждений с просьбой передать им тот или
иной институт. У них есть собственная логика, и она достаточно понятна. Но при
этом я еще раз хочу подчеркнуть, что наша позиция заключается в том, чтобы
сохранить институты в ведении ФАНО России. Именно в силу того, что только в
этих условиях возможно сохранить то живое начало, которое позволяет научным
коллективам результативно существовать в науке. В этом ключе мы ведем дискуссию
и с другими федеральными органами власти, и с компаниями с государственным участием,
отстаивая позиции, что во главу угла должна быть поставлена необходимость
обеспечения нормального научного процесса, который сейчас есть в академических
институтах.
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
НЕ ТЕРПИТ РАВНОДУШИЯ
— Расскажите о
своем опыте общения с учеными: насколько он был конструктивным, продуктивным, какие яркие моменты можете воспроизвести?
—
Было достаточно много встреч: и коллективные, когда приходилось выступать перед
большим количеством представителей академической науки (вопросы, которые мы
обсуждаем, затрагивают в первую очередь их), и встречи с небольшим количеством
сотрудников, посещение институтов. Безусловно, научные коллективы очень разные.
Я не говорю о направлениях дисциплинарных исследований — это в общем-то ясно.
Даже представления о том, как должна быть организована наука и выстроены
взаимоотношения с государством, у всех отделений разные.
Но
при всем этом практически во всех встречах есть удивительное единство в
отношении базовых ценностей — это право на высказывание своей позиции и право
быть услышанным.
Как
только затрагиваются эти ценности, консолидация происходит очень явным, видимым
образом. Мне кажется, что это ключевое ядро, которое важно сохранить, и это
нужно учитывать при выстраивании взаимоотношений между государством и наукой.
Мне кажется, что федеральному агентству это пока удается. Может быть, это не
всегда происходит, когда обсуждаются те или иные решения, действия, но при
личном общении — со мной, с руководителем агентства, с другими сотрудниками
агентства — выстраивается диалог: готовность слушать, понять, услышать логику
каждого и высказаться.
Ну
а из личных воспоминаний… Были первые встречи, которые назывались «экспертные
сессии». Мы тогда проехались по всей стране, объясняли подходы к структурным
преобразованиям, которые были высказаны в известном письме руководителя
федерального агентства Министерству образования и науки. И вот здесь, на этих
встречах, конечно, возникали разные ситуации, когда с трибуны в лицо летели
фразы о том, что «не понимаете», «загубите»… Здесь особенно важна честность.
БУМАГ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
БОЛЬШЕ СТАЛО
— Часто
академические ученые, с которыми я общаюсь, говорят об увеличении бумажной
работы с появлением ФАНО. Подтверждаете, что это так?
—
Такие претензии высказываются, и для этого есть основания. Объем запросов со
стороны агентства к подведомственным организациям кратно возрос.
— И действительно
ли вы требуете, чтобы ученые представляли план научных открытий?
—
Такого никто не требует. Рост запросов был связан с несколькими факторами.
Во-первых, с ревизией имущества, которое есть у подведомственных организаций.
Такая работа если и велась со стороны Академии наук, то сказать, что это было
«ни шатко, ни валко», — это ничего не сказать. С другой стороны, нужно
понимать, что все три академии — это организации, которые раньше не подчинялись
федеральным органам исполнительной власти. Прежняя система их отношений с
государством была менее регламентированной. В этом смысле ситуация сегодня
изменилась. Запросы связаны с межведомственным взаимодействием, и мы их
ретранслируем вниз в подведомственные организации. Третий ключевой фактор —
почему в отдельных институтах бюрократическую нагрузку почувствовали рядовые
научные сотрудники — это вопрос о том, насколько эффективно налажены
административные процессы в отдельных научных организациях.
В
большинстве институтов администрация сумела организовать работу должным
образом, так что непосредственно научных сотрудников, ученых запросы ФАНО
России не коснулись.
Кроме
того, в связи с тем, что ФАНО России начинало работу с нуля, не были развернуты
электронные базы данных, которые существенным образом позволяют сократить объем
бумажной нагрузки. Такая информационная система сейчас создана. Я предполагаю,
что основной вал запросов должен закончиться в этом году, а в следующем —
существенно сократиться.
Академия
наук позволяла себе значительную часть запросов замыкать на себе, не доводя до
подведомственных организаций. И брала на себя ответственность за
непредставление этой информации. Это фактически вело к некоторой изоляции
институтов от процессов, которые происходят в системе принятия решений в
органах исполнительной власти.
Итоги от ФАНО
—
ФАНО уже почти два года. Какие у вас основные итоги работы и планы на будущее?
—
Если подводить общий итог, не вдаваясь в частности, то, безусловно, нам удалось
обеспечить стабильность и избежать потрясений, которые могли бы возникнуть со
сменой подведомственности научных организаций.
Если
институты и ощутили какие-то изменения, то все-таки они не были критичными и
исключительно негативными.
С
другой стороны, за это время удалось сформировать основную нормативно-правовую
базу, правила и процедуры по использованию имущественного комплекса. Создано
большое количество площадок, на которых происходит коллективное обсуждение
наиболее актуальных тем. Только я являюсь сопредседателем или председателем
более десятка рабочих групп, на которых происходит совместное обсуждение с
российской академией наук. Эти площадки уже заработали и доказали свою
эффективность и продуктивность с точки зрения предлагаемых решений. Сейчас создана
основа для того, чтобы максимально эффективно разработать правила, порядки,
регламенты, которые бы сделали прозрачными взаимоотношения между федеральным
агентством и подведомственными организациями. Появилось понимание, как включить
наши институты в процессы, связанные с формированием госпрограмм, как
обеспечить их участие в этих программах, как организовать процесс
финансирования таким образом, чтобы поддержать новые исследовательские
направления. У нас появилась возможность теснее интегрировать подведомственные
организации в российскую экономику. Сделать их участниками решений, которые
принимаются на федеральном уровне, поддерживаются федеральными ресурсами. Это
нужно для того, чтобы наработки, которые у них есть, были максимально
востребованы и получили практическое применение.