http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=a4801d64-feee-42cb-8904-6627231e36b0&print=1
© 2024 Российская академия наук

РЕКТОР ВШЭ ПРЕДЛОЖИЛ ТРИ ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ВУЗОВ

11.10.2018

Источник: ТАСС, 11.10.18



Среди них - мониторинг данных о деятельности вузов, качественная оценка образовательных программ и независимая оценка студентов на основе экзаменов по нескольким предметам

Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов предложил три инструмента оценки качества работы вузов - мониторинг данных об их деятельности, качественная оценка образовательных программ и независимая оценка студентов на основе экзаменов по нескольким предметам. Об этом он сообщил в среду на заседании межведомственной рабочей группы по совершенствованию системы аккредитации вузов.

Руководитель Росообрнадзора Сергей Кравцов 25 сентября рассказал о создании при ведомстве специальной рабочей группы, которая займется совершенствованием процедуры государственной аккредитации вузовских программ. Кроме того, вице-премьер Татьяна Голикова на пресс-конференции в ТАСС сообщила, что правительство обсуждает возможность объединения лицензирования и аккредитации вузов.

"Мы предлагали использовать в процедурах оценки качества и госаккредитации три составляющих. Первое - это мониторинговая составляющая, это оценка, основанная на объективных и внешних по отношению к вузу данных о деятельности.

Второе - это независимая оценка образовательных результатов, формально - это не аккредитация, формально - это контрольно-надзорная процедура .

Третье - это качественная оценка образовательных программ", - сообщил Кузьминов.

По его мнению, согласно мониторинговой оценке, данные будут собираться из открытых источников, а также из документов, которые подаются для мониторинга эффективности деятельности вузов. Независимая оценка образовательных результатов студентов на уровне бакалавриата предполагает экзамен по нескольким профильным предметам. Качественная оценка будет основываться на определенных показателях вуза и динамике в реализации образовательных программ.

"Мы предлагали бы перестроить систему разрешительных контрольно-надзорных процедур в системе высшего образования, нацелив ее на оценку и развитие качества, включая профилактику нарушений и помощь, необходимую отстающим. Процедуру лицензирования и госаккредитации можно объединить в единую систему оценки качества в целях устранения дублирования и сокращения объема документарных проверок," - отметил Кузьминов.

Три вида аккредитации

Ректор ВШЭ на заседании межведомственной рабочей группы также предложил использовать три вида аккредитации вузов.

"Базовая аккредитация, она должна давать право на реализацию образовательных программ уровня бакалавриата. Продвинутая, которая включала бы возможность магистратуры. <...> Здесь он [вуз] имеет возможность без какого-то дополнительного лицензирования, без какой-то аккредитации получить продвинутую аккредитацию по данному профнаправлению и открывать магистратуру. И третье - это аккредитация ведущего вуза", - пояснил Кузьминов.

По словам ректора ВШЭ, третий вид аккредитации предполагает, что вуз ведет глобально значимые исследования и проекты в определенной области, участвует в глобальных рейтингах по соответствующим предметам, а также проходит аккредитацию с необходимыми высокими показателями качества по большинству критериев.

"Если у нас ведущий вуз имеет всякие рейтинги и проваливается, скажем так, по базовым оценкам качества, я считаю, что он не должен иметь аккредитацию ведущего университета", - добавил Кузьминов.

Нацсовет по аккредитации

Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на заседании рабочей группы предложил создать национальный совет по вопросам аккредитации вузов при Росаккредитации. Сформирован он будет исключительно из представителей органов государственной власти, ректорского сообщества, Российской академии наук, профессиональных ассоциаций, объединений работодателей.

Садовничий отметил, что такому совету необходимо предоставить право утверждать порядок и критерии аккредитационной экспертизы. Кроме того, при нацсовете должны появиться профильные экспертные советы, которые бы опирались на различные ассоциации, ректорское сообщество, а также на "уже признанную разветвленную сеть профессиональных сообществ".

О государственной аккредитации и лицензировании

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие деятельности высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам. В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации вуз по- прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.