Новая физика откладывается

27.09.2010

Источник: Эксперт, Тигран Оганесян

Первые интересные результаты большого адронного коллайдера (LHC)

Большой адронный коллайдер (LHC) начинает выдавать первые интересные результаты. На прошедшей неделе в лентах мировых СМИ появилось сообщение, что ученые, задействованные в эксперименте CMS (от Compact Muon Solenoid — компактный мюонный соленоид, один из двух универсальных детекторов LHC), обнаружили «принципиально новое явление» в высокоэнергетичных протон-протонных столкновениях, которое пока не вписывается в рамки стандартных теоретических моделей.

Международная коллаборация CMS направила в Journal of High Energy Physics публикацию под названием «Наблюдение дальнодействующих угловых корреляций в адронных взаимодействиях». В официальном пресс-релизе, сопровождающем публикацию, говорится, что «при анализе в CMS-детекторе столкновений “высокой множественности”, в которых рождается сотня и более заряженных частиц, было обнаружено, что некоторые из этих частиц определенным образом скоррелированы или ассоциированы вместе, рождаясь в точке столкновения». Точнее говоря, ученые выявили, что некоторые пары новых частиц, возникающих при столкновениях мощных протонных пучков, удаляясь друг от друга со скоростью света, «остаются соориентированными по направлению своего движения вдоль одного и того же азимутального угла f».

Однако что же такого необычного в этом явлении? Ведь даже сами авторы эксперимента CMS честно признают, что хотя однозначного объяснения этому необычному эффекту еще нет, новая структура имеет сходство с явлениями, ранее уже наблюдавшимися при столкновениях тяжелых ионов на RHIC (релятивистском тяжелоионном коллайдере в Брукхейвене, США), которые интерпретировались как проявление образования горячей и плотной материи.

Гигантский детектор CMS, вес которого составляет около 14 тыс. тонн, изначально рассматривался его проектировщиками в качестве ключевого элемента LHC, специально предназначенного для поиска так называемой новой физики, то есть еще не известных науке частиц, явлений и эффектов. Однако самые разрекламированные широкой публике предполагаемые открытия — обнаружение пресловутого бозона Хиггса и обширного семейства массивных суперсимметричных частиц — все еще не сделаны, поэтому рискнем предположить, что для поддержания должного градуса интереса к «женевскому монстру» исследователи просто решили задействовать красивый PR-эффект. Предпринятая ими в сентябре попытка организовать первую громкую сенсацию от LHC, безусловно, была обставлена весьма грамотно: описано нечто, вроде бы не поддающееся простому объяснению и выглядящее очень таинственно. Но, по сути, экспериментаторы лишь столкнулись с очередным проявлением странности микромира, регулярно подбрасывающего нам различные квантовые фокусы.

Комментируя новости из Женевы, академик РАН, главный научный сотрудник московского Института ядерных исследований Валерий Рубаков вполне резонно отметил: «Существование подобной корреляции на больших углах, на больших расстояниях друг от друга теоретически объяснить действительно пока довольно трудно, но революцией я бы этот новый эффект не назвал. Он не относится к таким открытиям, которые переворачивают наши естественно-научные представления. Это все-таки явление, которое можно интерпретировать в рамках известных сегодня физических законов и теорий, в частности оно должно описываться современной теорией сильных взаимодействий».