http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=a8a332c2-1801-4edb-97f9-e32dd2782bff&print=1© 2024 Российская академия наук
Практически весь минувший год прошел для российского научного сообщества в спорах о том, каковы должны быть принципы и цели формирования государственной научно-технической политики в современной России? В этой связи достаточно вспомнить предложение Министерства образования и науки РФ об ограничении пребывания отечественных ученых за рубежом четырьмя месяцами и обещание повысить зарплату академических исследователей к 2008 году до тысячи долларов. Спорят, как и всегда, ученые и государственные функционеры, отвечающие за развитие науки. Гораздо меньше на этом фоне слышны голоса представителей экспертного сообщества. Именно поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу корреспондента "НГ" с кандидатом технических наук Константином Хомкиным, заместителем декана факультета инновационо-технологического бизнеса ГОУВПО "Академия народного хозяйства при правительстве РФ".
- Константин Александрович, почему при обсуждении процесса реформирования научной сферы в России речь прежде всего ведется о реформировании Российской академии наук? Не сужается ли от такой постановки вопроса само поле обсуждения?
- Безусловно, сужается. РАН -это не вся наука в России. Так сложилось исторически, что наука в России делилась на академическую, вузовскую и прикладную (ведомственную, отраслевую). Большинство ведомственных научных организаций давно акционированы и, несмотря на сохранение вывесок, к науке больше отношения не имеют и восстановлению не подлежат. Здания целиком сдаются в аренду, обеспечивая устойчивый доход дирекции и некоторым акционерам. Государству, являющемуся собственником многих таких предприятий, как правило, нет дела до происходящего.
Академия наук на сегодня -крайне неэффективная и неповоротливая организация, расходующая, как правило, безрезультатно внушительные бюджетные средства. Ключ неэффективности РАН в том, что распределением средств федерального бюджета, на которые, собственно, существует академия, занимаются сами академики, люди в большинстве своем великие и заслуженные, но не всегда компетентные в вопросах эффективного управления. При этом в оперативном управлении РАН находится колоссальная федеральная собственность.
Традиции РАН таковы, что руководителем может стать только заслуженный ученый, достигший определенного признания в научном мире. Но управление хозяйствующим субъектом - такая же наука, как физика или лингвистика, и постигать азы управления нужно также всю жизнь, становясь квалифицированным профессионалом на этом поле. Поэтому, безусловно, РАН требует кардинального реформирования, в первую очередь касательно систем финансирования и управления.
Академическая и вузовская науки в настоящее время стали в чем-то ближе, однако не надо забывать о том, что сотрудники вузов серьезно нагружены преподавательской работой. В этом кроется существенная значимость научной деятельности в вузах. Преподаватели и сотрудники высших учебных заведений находятся в непосредственном контакте со студентами и аспирантами, привлекают их к своим исследованиям, тем самым обеспечивается ключевая задача научной деятельности -воспроизводство и передача знаний. В этом отношении видится целесообразным концентрация приоритетов именно в отношении вузов, научная деятельность которых на сегодняшний день нуждается в самой серьезной поддержке.
- Еще лет десять назад созданные в начале 90-х годов Государственные научные центры (ГНЦ) рассматривались как весьма эффективные организации, сохраняющие научный и технологический потенциал отраслевой науки. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Доля поданных ГНЦ патентных заявок в 2003 г. составила всего 2, 4% от общего объема заявок на патенты в России.
При этом доля затрат на исследования и разработки в системе ГНЦ составляет около 8% от общих затрат в стране. Патентная активность у ГНЦ значительно ниже средней, хотя основная их миссия - как раз коммерциализация разработок. В чем, по вашему мнению, причины происходящего? Форма ГНЦ изжила себя окончательно?
- Дело даже не в форме. Причины произошедшего скорее всего в неэффективном управлении. Все мы видим, что Россия на сегодняшний день испытывает чудовищный дефицит высококвалифицированных управленческих кадров. ГНЦ, как правило, возглавляются все теми же руководителями, что управляли этими организациями еще в советские времена. Однако современный мир изменился, и чтобы грамотно и эффективно управлять ГНЦ, не нужно быть академиком или доктором наук. В первую очередь необходимо быть управленцем, постоянно повышать уровень своей компетенции, получать дополнительное управленческое образование, в том числе в области управления инновациями, коммерциализации технологий.
Но сегодня большинством проектов коммерциализации разработок руководят сами разработчики, и в этом кроется основная проблема. Научный сотрудник не должен заниматься коммерцией. Он должен разработать технологию, оформить и передать права на разработку профессиональному инновационному менеджеру и вместе с ним превратить результаты своих исследований в стабильный доход.
- Помнится, еще в 1999 году нам обещали, что будут сформированы инновационно-промышленные комплексы (ИПК) с объемом выпуска продукции 10-100 миллиардов долларов. Идея эта как-то незаметно "рассосалась" сама собой. Сегодня Министерство образования и науки РФ считает необходимым начать формирование центров прикладной науки ("национальных лабораторий"), "ориентированных на динамичное продвижение по отдельным направлениям технологического развития"... - Интересно, что подобные структуры создаются частными компаниями независимо от инициатив Минобрнауки. Понятно, что для любого динамичного продвижения необходимо сосредоточить в одном месте как минимум три составляющих -технологию или процесс, финансовый ресурс и грамотного управляющего. Отсутствие любого из этих компонент приведет к невозможности реализации проекта.
Надо отдавать себе отчет в том, что никакое Министерство не заставит ИПК или ГНЦ грамотно реализовывать свой потенциал, пока не будет сформирована и признана общественная прослойка между авторами технологий и конечными потребителями. Имя этой прослойки - инновационный менеджмент. Если руководителями "национальных лабораторий" станут молодые, энергичные и высококвалифицированные специалисты, как минимум имеющие профильное образование в области управления инновационными проектами, то последняя инициатива Минобрнауки может дать результат. В противном случае, если у руля снова будут стоять мэтры фундаментальной науки, - динамичного продвижения нам не видать.