ОЛИМПИЙСКИЙ МАРШРУТ
02.05.2008
Источник: Поиск,
Елена МОРГУНОВА
Водородные технологии обкатают на крупных спортивных соревнованиях
Ближайшие Олимпийские игры могут стать экспериментальными площадками для демонстрации водородных технологий. Об этом было объявлено на II Международном форуме "Водородные технологии для развивающегося мира", прошедшем на минувшей неделе в Москве. Так, в Китае уже подготовлена партия автобусов с водородными топливными элементами для обслуживания мероприятий, в нашей стране тоже обсуждается программа по созданию к 2014 году для Сочи транспорта на основе водородных технологий.
О том, каких успехов добились на водородной ниве различные государства и корпорации, шла речь на московском форуме. Свои национальные водородные программы на конференции представили США, Германия, Португалия, Бразилия, Китай, Индия, ЮАР, Малайзия, общие для Европы проекты - ЕС. Обсуждались как состояние технологий производства, хранения и транспортировки водорода и топливных элементов, так и возможности применения в энергетике и на транспорте, вопросы безопасности их использования, проблемы внедрения международных кодов и стандартов безопасности, образовательные и социальные аспекты становления водородной экономики.
Первая часть пленарного заседания, открывавшего форум, была полностью посвящена российской национальной политике в области водородных технологий. Как сообщил руководитель Роснауки Сергей Мазуренко, сейчас в нашей стране существует несколько механизмов, позволяющих развивать водородные технологии. Это две федеральные целевые программы ("Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы и "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2007-2012 годы), государственно-частное партнерство и международное научно-техническое сотрудничество.
Россия взяла на себя часть финансирования водородных проектов в рамках 7-й рамочной программы Евросоюза, сотрудничает с Международным партнерством по водородной экономике (МПВЭ), 9-е заседание которого было совмещено с форумом. МПВЭ было учреждено в ноябре 2003 года и направлено на содействие разработкам и внедрению водородных технологий и топливных элементов. Членами этого партнерства являются Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, ЕС, Индия, Исландия, Италия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Норвегия, США, Республика Корея, Россия, Франция и Япония. На вопрос о том, какие страны наиболее преуспели в разработке и внедрении водородных технологий, председатель МПВЭ Сара Филби дипломатично ответила, что каждая из стран-участниц достигла успехов в какой-то своей области, и отметила, что Россия находится в числе лидеров.
Самая большая проблема, препятствующая повсеместному внедрению водородных топливных элементов - экономическая. Использование научно-технологических решений в области водородных технологий пока что слишком накладно. Отдельные экземпляры автомобилей, о которых шла речь вначале, уже не один год колесят по различным выставкам, однако их внедрение в качестве транспортного средства в ближайшей перспективе не ожидается: даже при наличии соответствующей инфраструктуры очень уж дорого обходились бы сейчас такие машины своим владельцам.
Несмотря на это, водородные технологии все же привлекают бизнес: в рамках ФЦП у Роснауки есть ряд проектов, которые совместно финансируются государством и бизнесом. Несколько лет в этой области работает хорошо известная нашим читателям Национальная инновационная компания "Новые энергетические проекты", развернувшая широкомасштабную научно-исследовательскую водородную программу сначала в сотрудничестве с Российской академией наук, а затем еще и при поддержке Роснауки. По-видимому, в ближайшее время наиболее перспективным продуктом этой компании на российском рынке станут экологически чистые электроэнергетические установки с водородными топливными элементами, которые будут использоваться в качестве резервного питания в случаях отключения центрального энергоснабжения.
Другим нашим достижением на мировом рынке станут портативные топливные элементы для зарядки мобильных телефонов, продукт российской ассоциации "Аспект", в производстве которого принял участие ряд российских и зарубежных научных центров. Производство будет организовано в наукограде Дубна на заводе "Тензор".
В общем, можно сделать вывод, что наша страна уже сейчас "держит руку на пульсе": проводит научно-технические исследования, создает первые производства. И здесь важно не отстать, ведь с успехами в этой области многие страны мира связывают планы создания инновационного высокотехнологичного производства и укрепления своих позиций на мировом рынке.