http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=aab9bc61-3cac-4a58-ae76-ac039d032dbf&print=1
© 2024 Российская академия наук

АЛЕКСАНДР ГРАНБЕРГ: ИДЕЯ СОЕДИНИТЬ КОНТИНЕНТЫ ЧЕРЕЗ БЕРИНГОВ ПРОЛИВ ВОЗНИКЛА ЕЩЕ В 1890 ГОДУ. СЕЙЧАС ЭТО – РЕАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

16.04.2007

Источник: Opec.ru



Проект строительства трансконтинентальной магистрали через Берингов пролив все активнее обсуждается на государственном уровне, научным, экспертным и бизнес - сообществом. Идея, еще недавно казавшаяся полуфантастической, за последнее время обрела реальные очертания и сегодня выглядит не более сложной, чем давно действующий тоннель под Ла-Маншем.

О проблемах и перспективах строительства трансконтинентальной магистрали мы беседуем с Председателем Совета по изучению производительных сил РАН РФ, членом Президиума РАН Александром Григорьевичем Гранбергом.

Александр Григорьевич, насколько известно, идея строительства трансконтинентальной магистрали Европа – Азия – Северная Америка с тоннелем под Беринговым проливом, обсуждается достаточно давно. Почему именно сейчас она получила новый импульс для детального рассмотрения?

Вы правы – впервые идея соединить континенты возникла еще в 1890 году – тогда предлагался вариант железнодорожной паромной связи. Позже Русское Правительство дважды принимало решения о реализации проекта, но сначала помешала Первая Мировая война, а потом Октябрьская революция.

В конце 90-х годов XX века об идее вновь заговорили, но уже как о вполне реальном Проекте, реализуемом на современном уровне развития межгосударственных отношений и технологий.

Что касается сегодняшнего дня – отмечу следующее. Логика Проекта органично вписывается в сформулированные государством задачи по развитию Сибири и Дальнего Востока России. Речь в первую очередь идет о подъеме экономик этих регионов и повышении качества жизни людей. Строительство магистрали – не самоцель, она очень выгодна как регионам, по которым пройдет, так и России в целом.

Допустим, выгоды регионов очевидны. Это масштабные инвестиции, появление новых бизнес-единиц и, как следствие – новые рабочие места и рост собираемости налогов, развитие инфраструктуры. А в чем польза для всей страны?

Во-первых, магистраль переключит на себя более трех процентов мирового грузооборота – а это поступление огромных средств только за счет транзита грузов. Во-вторых, появится возможность задействовать крупнейший потенциал гидроресурсов Востока России. В-третьих, планируемое в рамках проекта объединение энергосистем Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки позволит получать ежегодную экономию в размере 20 млрд долларов. Наконец, благодаря магистрали для российских компаний откроется доступ к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых и увеличится экономическая оценка известных месторождений. И это только экономические выгоды.

Неоспоримы и геополитические преимущества – наша страна сможет значительно усилить свои стратегические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

А что-то было сделано за последние 10 – 15 лет в направлении продвижения проекта?

Безусловно. Идею проведения исследований по Проекту активно поддержали администрации северных и восточных регионов России, ряд федеральных министерств (МПС, Минтопэнерго, Госкомсевера, Минэкономики, Минтранс, Минстрой), Российская Академия наук и Российская инженерная Академия, научно-исследовательские, проектные и производственные организации.

Была выполнена международная программа работ, в которой с российской стороны приняли участие более 50 организаций. В рамках этой программы было подготовлено экономическое обоснование Проекта, проведена международная рекогносцировочная экспедиции по трассе будущей дороги с использованием самолета-лаборатории Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, выполнены предварительные исследования по трассированию магистрали, уточнена геотехническая информация и проработаны предварительные технических решений тоннеля через Берингов пролив, а также разработана топливно-энергетическая концепция Проекта.

Почему в таком случае продвижение Проекта приостановилось?

В 1996 году была создана комиссия Гор – Черномырдин, на одном из ее заседаний был подписан протокол с предложением открыть финансирование Проекта.

В том же году был подготовлен и согласован с 12-ю профильными министерствами и ведомствами проект Постановления Правительства Российской Федерации, в котором предписывалось «считать необходимым проведение комплекса исследовательских и проектных работ по определению целесообразности и возможности строительства и эксплуатации системы транспортных и энергетических коммуникаций, соединяющих Евразию с Северной Америкой через Берингов пролив».

Постановление также обращало внимание на открывающихся в связи со строительством перспективы развития производительных сил и социальной инфраструктуры северных и восточных районов России.

Однако все мы помним события 1996 года, выборы, кадровые перестановки и иные особенности – на какое-то время исполнительной власти стало не до осуществления важных стратегических проектов.

Что же изменилось сейчас?

Сейчас на всех уровнях власти существует четкое понимание, что без развития транспортной инфраструктуры невозможен подъем удаленных регионов, в том числе, например, реализация Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Делаются практические шаги. Так, 10 апреля президент «РЖД» Владимир Якунин на совещании по стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года под председательством Президента России Владимира Путина отметил, что в числе важнейших стратегических, социально-значимых и грузообразующих линий должна быть построена трансконтинентальная железнодорожная магистраль Правая Лена – Зырянка – Уэлен протяженностью свыше 3,5 тысячи км с выходом к Беринговому проливу. По сути, это и есть существенная часть Проекта. Остается определиться со сроками.

Принципиально важным моментом для реализации столь грандиозного проекта является подписание межправительственного соглашения между странами-участницами строительства – Россией, США и Канадой. Проект такого соглашения подготовлен.

В рамках конференции 24 апреля 2007 года в Москве планируется принять обращение к главам России, США и Канады с предложением подписать совместное межгосударственное соглашение об изучении и реализации проекта.

Чему посвящена конференция?

Конференция «Перспективы создания трансконтинентальной магистрали через Берингов пролив» посвящена непосредственному обсуждению проекта создания Трансконтинентальной магистрали (ТКМ): Якутск – Магадан – Анадырь – Уэлен (Россия) – Ном – Фэрбанкс – Британская Колумбия (Северная Америка) с тоннелем под Беринговым проливом. Она станет первой из серии тематических конференций под общим названием «Мегапроекты Востока России». В ней примут участие главы субъектов РФ, официальные лица министерств и ведомств РФ, политические деятели и представители бизнеса.

И последний вопрос. Трансконтинентальную магистраль через Берингов пролив еще называют мультитранспортной. Что имеется в виду?

Нелогично в XXI веке строить трассу протяженностью только по российской территории около 4 тысяч километров, представляющую исключительно одну лишь железную дорогу. Намного эффективнее и в сумме дешевле создать мультитранспортную магистраль, то есть такую, которая объединит в рамках единого коридора скоростную железную дорогу, автомагистраль, линию электропередачи, трубопроводы и оптоволоконную линию связи.