http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=aace3596-2635-4f37-aa1f-78abac5ed0b6&print=1
© 2024 Российская академия наук

Здоровье и образование: проиграем ли мы будущее?

23.10.2006

Источник: Московская правда, Наталия ПОКРОВСКАЯ



 Недавно представители большой российской науки впервые предприняли попытку масштабно и скоординированно обсудить состояние здоровья, физического и духовного развития подрастающего поколения нашей страны. "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства" - под таким девизом в Москве, в Колонном зале Дома союзов состоялась научная сессия шести академий РФ, имеющих государственный статус.

По мнению научного сообщества, в сфере образования и здравоохранения за долгие годы накопилось множество проблем. Задачи, поставленные национальными проектами "Здравоохранение" и "Образование", безусловно, свидетельствуют о внимании государства к социальной сфере, но для достижения эффекта от их реализации в ближайшем будущем необходима скоординированная помощь научных коллективов, образовательных, лечебных и оздоровительных учреждений, органов государственной власти, общественных организаций.

Здоровье детей и подростков - один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны, - подчеркивают ведущие российские ученые. Чем ниже качество жизни юных граждан, тем выше риск увеличения масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности. Именно поэтому тема воспитания здорового поколения россиян пронизывала практически все выступления, которые прозвучали с трибуны сессии.

- Мы собрались специально для того, чтобы предложить комплекс мер для решения проблем подрастающего поколения, - сказал академик, вице-президент РАН Николай Плате. - Сегодня академические ученые пытаются консолидировать усилия. Если мы не примем срочных мер, то проиграем будущее.

Действительно, статистика заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации весьма тревожна. Среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. А научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся младших классов. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний у детей. Эти заболевания переходят потом в хроническую патологию. Ученые отмечают, что в структуре хронических болезней современных подростков за период с 1995 по 2005 годы первое место стали занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. У девочек-старшеклассниц на ведущее место выходят хронические болезни женских тазовых органов, что раньше не отмечалось никогда. По данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20 % детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе, эта цифра увеличивается до 60 %. За последнее десятилетие распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников возросла в три раза и выявляется у каждого второго подростка. При этом значительная часть российских школ не имеют штатного медицинского персонала, плохо оснащены оборудованием, необходимым для диагностической и профилактической работы. Беспокойство ученых вызывает сегодня и проблема предшкольного образования. По их мнению, современные шестилетки платят слишком высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их учиться столь рано.

Медицинская наука располагает убедительными доказательствами того, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации - все это, вместе взятое, является психотравмирующими факторами для ребенка.

Начиная со второй половины XX века специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН ведутся регулярные наблюдения за показателями физического развития школьников города Москвы. Замечено, что за прошедшие десятилетия у нынешних школьников произошло заметное снижение силовых возможностей почти в два раза. Причем исследователи отмечают как увеличение процента детей, имеющих дефицит массы тела, так и детей с избыточным весом, особенно у десятилетних школьников.

Такая тенденция, возникшая в условиях мегаполиса, во многом связана с изменением структуры питания современных школьников, у которых большой популярностью стали пользоваться гамбургеры и хот-доги. Если еще совсем недавно проблема тучных детей была характерна только для американских школьников, то сейчас уже она пришла и к нам. Поэтому вопрос, связанный со здоровым питанием детей стал одной из основных тем сессии.

Ученых тревожит тот факт, что в наше время происходит снижение объемов производства детских продуктов отечественными производителями, а также и то, что российский рынок испытывает дефицит продуктов лечебно-профилактической направленности. По результатам исследований недостаток одного только витамина С выявлен у 50 - 90 % обследованных детей.

У большинства из них такой дефицит граничил с клиническими проявлениями гиповитаминоза. Все это говорит о том, что индустрия детского питания, ее научное обеспечение должны рассматриваться как одно из приоритетных направлений в составе группы национальных проектов.

По мнению президента Российской академии сельского хозяйства Геннадия Романенко, необходимо создать Федеральную целевую программу по обеспечению детей и подростков здоровым питанием в образовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.

- Нельзя не отметить и то, что сложившаяся в нашей стране социальная обстановка серьезно мешает решению демографической проблемы, - считает президент Российской академии медицинских наук Михаил Давыдов. - Ученые готовы предложить современные и прогрессивные технологии, в состоянии обеспечить общество научными разработками. Но социальные факторы и нередкая чиновничья ригидность сегодня серьезно тормозят эту работу.

Для формирования здорового поколения страны, обеспечения ему успешной и благополучной жизни необходимо множество факторов, - говорят представители научного сообщества. Безусловно, на первом месте стоят здоровье и образование юных граждан России, но почувствовать себя личностью в своей стране молодой человек сможет лишь тогда, когда ему будут обеспечены достойные условия проживания и когда он будет чувствовать себя хорошо не только физически, но и нравственно. Поэтому проблемам духовного воспитания детей и подростков на сессии было также уделено серьезное внимание. По мнению президента Российской академии художеств Зураба Церетели, искусство - важнейший фактор формирования личности.

- Посмотрите, какие добрые и одухотворенные лица у детей, когда они рисуют, - сказал он. - Мне кажется, что решать проблемы детства необходимо сообща, а не по отдельности каждому ведомству, каждой академией. Поэтому нынешняя сессия - это действительно своеобразный прорыв.

Кстати, многие из поставленных на повестку дня сессии вопросов рассматриваются и решаются в рамках Координационного Совета президиумов Российской академии медицинских наук и Российской академии образования "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи". Тем не менее, по мнению представителей академической науки, причина низкой эффективности национальных проектов в сфере здравоохранения и образования заключается в том, что при их подготовке с учеными Российской академии наук никто не консультировался. При этом научный потенциал академий, имеющих государственный статус, позволяет обеспечить как фундаментальные основы, так и научное сопровождение развития в 2007 году и последующих годах национальных приоритетных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения доступного жилья с целью формирования здорового поколения россиян, а также выход России из демографического кризиса.

Одним из предложений, единодушно поддержанных участниками сессии, стало создание Координационного совета научного сопровождения национальных проектов. Прислушаются ли к мнению ведущих ученых страны высокопоставленные чиновники, проиграем ли мы наше будущее, вероятно, покажет время.