ДОЛБИЦА УМНОЖЕНИЯ
25.07.2008
Источник: Известия,
СЕРГЕЙ ЛЕСКОВ
Со времен Петра система образования в России построена на принципиальном размежевании обучения и научной работы
Один из популярных анекдотов про обучение сводится к вариациям на тему: "Если не знаешь, как самому заработать, начинаешь учить других". Здравое зерно на поверхности, но парадокс в том, что со времен Петра система образования в России построена на принципиальном размежевании обучения и научной работы. В практичной Америке еще украсивший своим ликом купюру в 100 долларов Бенджамин Франклин, который стал первым иностранцем, принятым в нашу Академию наук, обратил внимание на то, что "наука и образование взаимно обогащаются энергией". В итоге в США университеты обеспечивают основной поток финансовых поступлений, связанных с новыми технологиями. Наши вузы гирей висят на бюджете, выпускники работать не готовы и разбредаются кто куда.
Президент Российской Федерации справедливо говорит об этой проблеме. Но о ней говорил и его предшественник. А еще раньше первый президент России, пусть и не жаловавший интеллектуальную сферу. Об интеграции науки и образования говорят с советских времен, но лишь в прошлом году дело сдвинулось, законы переписали и академические НИИ получили возможность учить студиозов в своих лабораториях. Нельзя не признать, что при всей очевидности громадной пользы от интеграции науки и образования на практике они не спешат слиться в экстазе, видимо, по той прозаической причине, что при слиянии руководитель теряет блаженную возможность рулить финансовыми потоками.
Создание научно-образовательных центров - важный шаг, без которого технологии в России не поднять. Пока у нас два таких университета. В Китае - более сотни. В США все вузы являются такими центрами - в мире науки нет более привлекательного бренда, чем американский университет. Мы берем числом. Вузов в России расплодилось немерено. На 10 тысяч населения приходится почти 500 студентов, а в 1990 году - всего 189. Чем больше вузов и студентов, тем хуже качество образования, поскольку докторов наук и кандидатов больше не становится. По мнению самих российских ректоров, сегодня из 1 тысячи вузов (и еще двух тысяч филиалов) лишь 2 5 - 30 могут претендовать на высокое звание исследовательского центра.
Профессоров пруд пруди, но что с того, если уровень образования, который соответствует современным требованиям, обеспечивают лишь 100 вузов. Студенты, как сказано в "Левше", учат "долбицу умножения", а получив диплом, открывают, что в жизни нужны совсем другие знания.