http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=abdd0e0a-aea8-42ab-af75-85f6fe79c7d9&print=1© 2024 Российская академия наук
Доктор экономических наук профессор Никита КРИЧЕВСКИЙ оценивает новые программы и стратегии развития страны.
– В стране не прекращается «мозговой штурм», посвящённый выработке экономической стратегии развития страны на ближайшее будущее. Во властные кабинеты продолжает поступать бурный поток разного рода планов, стратегий, проектов, содержащих предложения о том, «как нам обустроить Россию». Одним из последних таких документов можно назвать новую редакцию программы «Стратегия–2020».
Конечно, переоценивать факт появления очередного варианта этого документа, наверное, не стоит. Сегодняшний «оживляж» на экспертном, аналитическом и теоретико-экономическом фронте объясняется весьма прозаическими причинами, связанными с приближением очередного избирательного цикла. В такие периоды спрос на различного рода программы и проекты всегда резко возрастает. Вот многочисленные эксперты и прочие аналитики и пользуются моментом, предлагая свои услуги политикам, чтобы элементарно подзаработать.
Однако при всём конъюнктурном характере подобного рода документов пренебрегать ими всё-таки не следует. Они заслуживают к себе определённого внимания. Поскольку передают представления определённых экспертных кругов о том, каким должен быть вектор развития страны и на каких принципах они собираются строить наше будущее. И в этом смысле знакомство с новой редакцией «Стратегии–2020», которая является достаточно фундаментально подготовленным документом, оставляет некоторое тревожное ощущение.
С чем оно связано? Прежде всего, хоть очередная редакция и названа «новой», однако ничего действительно нового по сути в программе при всём желании найти нельзя. Думаю, что во многом старое содержание новой редакции объясняется прежде всего тем же неизменным коллективом автором, который готовил и прежнюю версию «Стратегии». Опять над документом работали коллектив авторов, состоящий из сотрудников руководимого Владимиром Мау института РАНХ и ГС, и команда ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова. Понятно, что ожидать от коллектива авторов, исповедующих в основном ультралиберальные взгляды и готовивших прежние версии «Стратегии», чего-то нового – занятие безнадёжное.
По сути, очередная редакция программы предлагает то, что известно каждому, кто хоть раз знакомился с документами, подготовленными либералами. В документе не найти ничего, что бы описывало текущую ситуацию в экономике или содержало меры, направленные на повышение ВВП, рост дохода граждан, обеспечение населения высококлассными социальными услугами. Ничего такого там не найти даже с помощью микроскопа. В сухом остатке документ представляет собой сборник «хотелок», т. е. перечисление параметров, которым, по представлению либералов, должна соответствовать идеальная экономика.
Вместо того чтобы чётко представить программу, содержащую цели социально-экономического развития страны и набор средств, необходимых для достижения намеченного, всё внимание либеральных авторов направлено на перечисление различных экономических индексов и показателей, которые должны быть достигнуты в указанные сроки. Но о том, каким образом и за счёт чего авторы намереваются добиваться своих ориентиров, в документе опять-таки не говорится ни слова.
Основное внимание при этом уделяется любимым либеральным темам – снижению уровня инфляции и размеру денежной массы. Рецепты предлагаются знакомые – чтобы побороть рост цен, нужно сократить количество денег в экономике. Однако как подобные действия скажутся на состоянии дел в промышленности и обрабатывающих отраслях, которые сегодня и так испытывают дефицит кредитных ресурсов, авторов доклада, похоже, абсолютно не волнует. Подытоживая, можно сказать, что они с упорством, достойным лучшего применения, продолжают предлагать один и тот же набор либеральных рецептов, пагубность применения которых отечественная экономика и население испытали на своей шкуре уже неоднократно.
Либеральная упёртость, сосредоточенность на рецептах и рекомендациях, уже неоднократно опробованных и доказавших свою несостоятельность, с одной стороны, а с другой – нечёткость, неконкретность предлагаемых мер – вот всё это и внушает некоторую тревогу. Создаётся такое впечатление, будто страна оскудела на таланты и мы испытываем острый дефицит в специалистах и учёных, способных предложить новые программы развития.
Мне кажется, что в последнее время и в руководстве страны созрело понимание того, что наблюдается некий дефицит свежих идей и предложений, необходимых для выработки стратегии развития страны. Чувствуется некая исчерпанность либеральных предложений и потребность в новых идеях.
Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что относительно недавно, 11 июля 2011 года, председатель правительства Владимир Путин встречался с ведущими учёными-экономистами Российской академии наук. На той встрече помимо президента РАН Ю. Осипова и вице-президента РАН А. Некипелова присутствовали директора ведущих экономических институтов и такие крупные учёные-экономисты, как С. Глазьев, В. Макаров, А. Татаркин, Р. Гринберг, В. Ивантер и др. Выступая пред ними, В. Путин заявил, что к работе над выработкой стратегии развития страны необходимо привлекать специалистов различного профиля. При этом особую ценность, по словам премьера, имеет голос учёных, представляющих академическую и университетскую науку. Также руководитель правительства заявил, что в окончательном варианте «Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года» должна быть принята до конца этого года. А потому можно рассчитывать, что в окончательном варианте программы появятся идеи и предложения, звучащие не только с либерального фланга нашей экономической науки.