http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ad30cd8d-4cf7-4b91-bd0d-b54571338f65&print=1
© 2024 Российская академия наук
19 сентября в нынешнем году отмечается 20-летие Арктического Совета, международного межправительственного регионального форума, который был учреждён в 1996 году в Оттаве приполярными странами арктической восьмёрки (Россией, Канадой, США, Данией, Норвегией, Финляндией, Швецией, Исландией) для защиты уникальной природы северной полярной зоны.
Статус постоянного участника в Арктическом совете имеют 6 организаций коренных народов Арктики, в т.ч. российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Статус постоянного наблюдателя имеют Китай, Япония, Индия, Италия, Южная Корея и Сингапур. Арктический совет занимается вопросами экологии, сохранения и рационального использования арктической флоры и фауны и устойчивого развития макрорегиона в целом. В рамках Арктического совета действуют целевые и экспертные рабочие группы.
Одним из важнейших направлений российской политики в Арктическом Совете является Северный морской путь (СМП) – уникальная судоходная магистраль с большим потенциалом развития, главная магистраль российского судоходства в Арктической зоне. Он проходит по морям, впадающим в Северный Ледовитый океан, соединяя порты, расположенные в Европейской части России и на Дальнем Востоке. Протяжённость СМП - порядка 5600 км. Ключевые порты СМП - это Мурманск, Архангельск, восточнее – Диксон, Дудинка и Игарка, Нордвик, Тикси, Амбарчик, Певек и порт в Провидении. Сердце СМП – новый порт Сабетта.
В настоящее время в министерствах и ведомствах проходит согласование проект закона об Арктике, а также новая редакция госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020-го года и дальнейшую перспективу». В основе документов заложен принцип опорных зон, которые базируются на портах СМП. Опорные зоны призваны способствовать повышению грузовой базы и эффективности СМП и северного завоза. Каждая опорная зона – соответствующая подпрограмма. Об этом и других аспектах на проекте «Морские порты Иформ-24» рассказал ведущий научный сотрудник Института Европы Российской академии наук Валерий Журавель.