http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ad9f6c13-f89e-42ca-be00-38062735ec3d&print=1© 2024 Российская академия наук
Думается, что его точка зрения на социально-экономическое развитие страны будет небезынтересна накануне парламентских прений по госбюджету на 2006 год.
- Дмитрий Семенович, российские чиновники много говорят о необходимости привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Но при этом что-то незаметно особого государственного стимулирования подобного процесса на внутреннем рынке. Почему так получается?
- Потому что сложилась ситуация, когда при принятии какого-либо решения чиновники не несут ответственности за возможные последствия. Сегодня у страны уникальные возможности с точки зрения использования огромного инвестиционного потенциала, источником которого являются в основном нефть и другие природные ресурсы. Но все это идет на развитие других экономик, только не российской. А в нашей стране это делать, можно сказать, как бы даже и запрещено. Наш Минфин жестко соблюдает принцип: "Ни один рубль не должен тратиться в России". Потому-де что каждый рубль, вложенный в инвестиционные проекты из Стабфонда, многократно увеличивает инфляцию в российской экономике. Поэтому, распечатав стабилизационную кубышку, мы-де погубим экономику инфляционной волной.
- Но, может быть, они исходят из пагубного опыта других стран?
- Подобного я ни в одной стране, ни в одной книге не встречал, хотя всю жизнь занимаюсь теорией и практикой в области экономики. Во всех наших фондах - Золотовалютном, Стабилизационном и т.д. - суммарно находится более 187 млрд долларов. И представляете, при этом министр Алексей Кудрин вносит предложение о внутреннем заимствовании на 10 млрд долларов! И это утверждается правительством. Ему мало, что уже почти 200 млрд долларов не работают на российскую экономику, так надо изъять у бизнеса и народа еще 10 млрд валюты!
Сегодня, чтобы переоснастить лабораторную, приборную базу Академии наук, надо всего 1,5-2 млрд долларов. Это может показаться кому-то очень много. Но это же на десятки лет! А у нас 187 млрд отлеживаются в сундуках. Преимущественно в зарубежных. Лучше закупите в Германии, Америке, Японии оборудование для новых технологий 5-го, 6-го поколений. И это еще как заработает на развитие России! И никакая инфляция тут не страшна. И так много в чем могло бы быть.
Что ж делать, коль у людей недостает понимания, перспективы. Екатерина Великая, чистокровная немка, кстати, но чувствовавшая себя русской правительницей, говорила: "Тот русский, который готов работать и положить голову ради нашей - она подчеркивала - страны..."
- Можно ли предположить, что столь преимущественный интерес чиновников к зарубежным инвестициям имеет теневую сторону - там скорее можно подставить свой личный карман, в который что-то из этого потока денег накапает?
- Тут и предполагать нечего! Это же очевидно, что все строится на основе откатов. Даже и все эти конкурсы, когда вроде бы выделяются деньги на науку, на ЖКХ, зачастую оказываются совершенно профессионально не подкрепленными документально. И в таком случае заведомо знаешь, куда эти средства пойдут...
- Каковы же ваши аргументы?
- Нашим министрам стоило бы видеть, как вообще сегодня идет развитие экономической мысли в свободном демократическом мире, и разобраться в понятиях. У государства появляются новые функции управления, которые связаны прежде всего с человеком, как центральной фигурой реформ. И доля таких новых функций в тех же США за последние 5 лет возросла с 26 до 76%, а в Германии - и вовсе до 82%. А мы все боимся обвинений в реванше "тотального госрегулирования".
И чего вообще стоят разговоры об экономическом либерализме в России, когда такого механизма распределения первичного дохода, как у нас, нет ни в одной уважающей себя стране. Если взять основные факторы: доход, капитал, природные ресурсы, то сегодня на долю труда приходится всего 5%! На долю предпринимательского дохода - 20%. Но около 2/3 всего дохода не имеют отношения ни к труду, ни к предпринимательской деятельности! Выходит, в России 65-75% - это доход, который сваливается словно манна небесная: от добычи и экспорта природных ресурсов нашей огромной территории. Но в налоговой системе это почему-то не учитывается. Если разложить по полочкам все налоги, то мы видим совсем другую Россию: 70% (а отнюдь не 5!) всего дохода страны создается трудом. Такой расклад вызывает совершенно справедливую критику фракции "Единая Россия". Что же надо делать? Нужна налоговая реформа, которая бы исходила из стратегии развития собственного производства, а не из надежды на "манну небесную".
Чрезвычайную важность приобретает проблема диспропорции в оплате труда. Чтобы в ближайшие годы победить бедность, ежегодно требуется 8-9 млрд долларов. Но, не послушав науку, министр Михаил Зурабов буквально выбросил 14 млрд! А вопрос борьбы с бедностью так и остался нерешенным. Исходным и определяющим должна была быть не только монетизация льгот, а реформа всей системы заработной платы. Долю оплаты труда в нашем ВВП надо довести хотя бы до западноевропейского уровня (50-60%).
Наконец, если говорить о денежно-кредитной и бюджетной политике, могу констатировать: монетарных факторов роста инфляции в России сегодня нет, а есть малоэффективные финансово-экономические методы управления, которые давно пора пересмотреть.