http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ae828f89-6ec7-4246-a50f-3c2124391e59&print=1
© 2024 Российская академия наук

Искусство и наука – соратники или соперники

12.11.2009

Источник: Телеканал Культура, Татьяна Завьялова



Представители двух старейших академий - Российской академии наук и Российской академии художеств собрались в Москве на международную научную конференцию, чтобы в очередной раз обсудить взаимоотношения искусства и науки

 

Представители двух старейших академий - Российской академии наук и Российской академии художеств собрались в Москве на международную научную конференцию (11-13 ноября), чтобы в очередной раз обсудить взаимоотношения искусства и науки.

Искусство и наука только на первый взгляд кажутся полярными областями, утверждает вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов. Сферы изящного и точного есть сферы творчества. «Науке не чуждо заимствовать что-то из искусства, например, математики очень ценят красоту доказательства теорем - это уже эстетика - элемент искусства», - отметил академик Некипелов.

Деятели искусства тоже не прочь воспользоваться достижениями науки и новыми технологиями, но только не в тех случаях, когда эти новшества нивелируют уникальность творческого продукта. Новыми технологиями нужно пользоваться осторожно, считают в Российской академии художеств. И только там, где это действительно необходимо, в частности, в реставрационных работах. Видимо, поэтому специально к началу конференции была развернута фотоэкспозиция, посвященная истории воссоздания московского Храма Христа Спасителя. По словам куратора выставки Любови Ширшовой, организаторы хотели показать, как сложная задача восстановления здания, взорванного в начале 1930-х годов, была блестяще выполнена в сотрудничестве с учеными.

"В XIX веке этот храм строился несколько десятилетий, - рассказывает Любовь Ширшова, - а был воссоздан всего за пять лет. Удивительное явление, которого не знала ни российская, ни мировая художественная практика! Строительные работы продолжались всего два года. Естественно, применялись новые технологии, замечает куратор и приводит такой пример: Площадка для росписи главного купола, когда ставилась на свое место, напоминала закрытый цветок. Затем «лепестки распустились» на высоте, и получилась платформа для работы художника".

Можно представить, сколько времени удалось сэкономить на таком подготовительном этапе реставрации. А вот на саму роспись ушло два года. И не мудрено, ведь художники, прежде чем приступить к ней, вместе с учеными изобретали стойкие грунтовки и краски для фресок и орнаментов. Тем самым они внесли бесценный вклад в методы научной реставрации памятников истории и культуры.

Представитель Института Итальянской культуры в Москве Мария Сика обратила внимание на обратный процесс - на то, как искусство может быть полезно науке:

"Сейчас ученые рассматривают итальянскую живопись 14-16 веков, изучая на полотнах расположение и пропорции облаков на небе, исследуют изображения воды. Люди, занимающиеся проблемами климата, находят для себя новое в этих работах и могут делать выводы об изменениях климата, которые произошли с этой эпохи", - утверждает Мария Сика.

Доклады ученых, заявленные на международной конференции в Москве, видимо, принесут еще немало столь же неожиданных данных о сегодняшних взаимоотношениях искусства и науки.