http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=afcd0f3e-74c2-43a5-9281-0e921a5a1e9f&print=1© 2024 Российская академия наук
Прямо сейчас мы все имеем возможность наблюдать за очередным экономическим экспериментом. На этот раз за экспериментом по реорганизации науки, финансированию которого могут позавидовать многие международные коллаборации. 23 июня 2010 г. Министерство науки и образования объявило конкурс на получение «грантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах» [1], известный в просторечии как конкурс мега-грантов. Всего, согласно постановлению Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. [2], на конкурс выделено 12 миллиардов рублей, которые должны быть распределены на 80 грантов до 150 миллионов рублей каждый.
Не вдаваясь в детали, победитель конкурса должен за два с небольшим года (2010—2012 гг.) создать при выбранном им университете лабораторию международного уровня. Важным условием являлось то, что заявку могли подавать на равных российские и иностранные граждане, при этом россияне обязаны перебраться в университет, расположенный в другом городе. Непосредственно на месте победителю гранта необходимо физически провести 4 месяца в году, остальное время можно руководить лабораторией в удаленном режиме. Иностранцы могли узнать о конкурсе из общей статьи в журнале Nature, появившейся в конце апреля этого года, и непосредственно перед официальным запуском программы из интервью министра Министерства образования и науки А.А. Фурсенко этому же журналу.
С самого начала конкурс мега-грантов большинством воспринимался с изрядной долей скепсиса. Высказывались опасения, что выдающиеся ученые, на которых рассчитана эта программа, тем более работающие на постоянных позициях за рубежом, просто не подадут на конкурс (см. выступления на конференции «Научная диаспора и будущее российской науки», состоявшейся 24-25 июня 2010 г. в Санкт-Петербурге.. Тем не менее, сегодня становится очевидным, что с первым этапом программы МОН справилось. После вскрытия конвертов выяснилось, что среди 507 заявок много заявок от действительно сильных, если не сказать выдающихся, российских и иностранных ученых. Количество таких заявок, по разным оценкам примерно соответствует количеству выделяемых грантов [6-8]. Тем не менее, не надо забывать, что конкурс сейчас составляет 6,3 человека на 1 место. Есть среди заявителей чиновники от науки, чей отъезд на 4 месяца в году в другой город трудно себе представить. Есть помимо этого масса заявок от мало кому известных людей. Или, наоборот, есть заявка от всем известного полярника, к научной деятельности имеющего мало отношения. Число действительно выдающихся ученых, даже по самым оптимистическим оценкам, в этом списке не превышает 100 человек.
Иными словами, на данном этапе все переносится на стадию экспертизы проектов. Сможет ли МОН организовать качественную по сути, а не по форме экспертизу проектов? Результаты должны быть объявлены в ноябре этого года, а списки экспертов, судя по всему, еще находятся в стадии формирования. Притом, что каждый проект должен быть оценен двумя российскими и двумя иностранными экспертами. То есть, если по эксперту на проект, то нужно тысяча российских и столько же иностранных экспертов. Вряд ли такое количество квалифицированных экспертов можно найти в столь сжатые сроки. Значит, нагрузка на каждого эксперта будет существенна. Удастся ли выбрать лучших? Скепсис по этому поводу у научного сообщества по-прежнему велик. Если удастся, то будет интересно наблюдать за продолжением эксперимента. Смогут ли выдающиеся ученые, имея более чем достаточное финансирование, организовать лаборатории международного уровня в крайне сжатые сроки, да еще в условиях российской действительности? Если же победителями окажутся администраторы, случайные люди и выдающиеся полярники, то дальнейшее наблюдение за экспериментом можно будет прекратить уже в ноябре этого года.