МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ИНВЕСТИЦИИ В КАСПИЙ» И РЕГИОНАЛЬНОЕ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

21.04.2017

Источник: Инвестиции в России, Леонид РАТКИН

О десятом юбилейном Международном экономическом форуме (МЭФ) «Каспийский диалог»

Одним из важнейших событий апреля в сфере российской науки стало проведение под патронажем Российской академии наук (РАН), ТПП РФ, ПАО «Лукойл», Совета по научно-техническому и инновационному развитию «Наука и Инновации Каспия» («НИКА»), «РОСКОН» и ряда других организаций в Москве Десятого юбилейного Международного экономического форума (МЭФ) «Каспийский диалог». Первым Председателем Программного Комитета МЭФ и Совета «НИКА», активным организатором и неутомимым «идейным генератором» МЭФ являлся вице-президент АН СССР (с 1988 по 1991 гг.) и РАН (с 1991 по 2013 гг.), полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» академик Н.П.Лаверов (12.01.1930-27.11.2016).

Десятый юбилейный Международный экономический форум (МЭФ) «Каспийский диалог» был проведен в апреле 2017 года в МГИМО МИД РФ (ректор – академик РАН А.В.Торкунов). Открытию МЭФ предшествовали мероприятия, посвященные памяти выпускника Факультета международных экономических отношений МГИМО МИД СССР (1976), Чрезвычайного и полномочного посла РФ, Героя Российской Федерации А.Г.Карлова (04.02.1954-19.12.2016).

Форум открылся пленарной сессией «Каспийский диалог. Актуальные вызовы и новые возможности» под председательством директора Международного института энергетической дипломатии МГИМО МИД РФ, Президента Международной Академии ТЭК, члена-корреспондента РАН В.И.Салыгина и Советника Президента ТПП РФ Г.Г.Петрова. Валерий Иванович и Георгий Георгиевич сформулировали основные направления обсуждения двухстороннего и многостороннего опыта сотрудничества в Каспийском регионе и перспективы международной кооперации в интересах устойчивого научно-технологического и торгово-экономического развития стран Каспия. С приветственными сообщениями в адрес участников и гостей форума, в частности, выступили Председатель Наблюдательного совета фонда «Национальный нефтяной институт», Председатель Совета «Наука и инновации Каспия» В.И.Калюжный, Член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продоволь-ственной политике и природопользованию Г.И.Орденов, Директор Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Л.В.Шанец, Заместитель Директора Департамента международного сотрудничества Министерства энергетики РФ Т.З.Алиев и и.о. Генерального Директора Иранской нефтегазовой компании «Нафт Хазар» Фарханг Хатиби.

Доклад Заместителя Директора Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ и евразийской интеграции Министерства экономического развития РФ касался проблематики развития Каспийского региона. Особое внимание уделялось торгово-экономическим аспектам сотрудничества с прикаспийскими государствами. Заведующий Кафедрой международного права МГИМО МИД РФ А.Н.Вылегжанин (в соавторстве с членом-корреспондентом РАН В.И.Салыгиным) выступил с научным сообщением по вопросу совершенствования нормативно-правовой базы. Александр Николаевич затрагивал различные аспекты договорно-правовых основ двухстороннего и многостороннего сотрудничества прикаспийских государств в сфере энергетики, судоходства и сохранения экосистем Каспия.

Научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) М.К.Глубоковский детально рассмотрел в докладе особенности реализации рыбопромысловых инвестиционных проектов. Глубокое погружение в проблему было продемонстрировано Михаилом Константиновичем на примере международной кооперации в сфере охраны осетровых рыб (ООР) Каспия. Например, вопросы рыболовства и ООР в Каспийском регионе рассматриваются на международном уровне в рамках ряда Соглашений и Комиссий, в т.ч., Каспийской Комиссии, Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, Российско-Иранской Комиссии по вопросам рыбного хозяйства. На Четвертом Каспийском саммите главами прикаспийских государств 29.09.2014 было подписано «Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря». С 1992 г по 2016 г рыболовство в Каспийском регионе регулировалось пятисторонней межведомственной Комиссией по водным биологическим ресурсам (ВБР) Каспийского моря. После вступления в силу 24.05.2016 межправительственного Соглашения о сохранении и рациональном использовании ВБР Каспийского моря была создана пятисторонняя межправительственная «Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов Каспийского моря и управлению их совместными запасами». Полномочия Каспийской Комиссии включают установку экспортных квот в отношении продукции из осетровых видов рыб (включая икру), утверждение правил рыболовства в отношении совместных ВБР, ежегодное определение общих допустимых уловов совместных ВБР и распределение их на национальные квоты, разработку и утверждение необходимых инвестиционных программ и проектов по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов совместных биологических ресурсов, регулировку промысла и сохранение совместных ВБР на основе ограничений промысла, координацию деятельности по сохранению, воспроизводству, рациональному использованию совместных ВБР.

Каспийская Комиссия реализует ряд совместных научных программ и инвестиционных проектов. Прежде всего, обеспечивается генетический мониторинг популяций осетровых рыб на осетровых рыборазводных заводах в бассейне реки Урал и прилегающих к побережью Республики Казахстан водах Каспийского моря в рамках Договора о сотрудничестве между ВНИРО и Казахстанским НИИ рыбного хозяйства. Кроме того, реализуются инвестиционные проекты по генетическим исследованиям осетровых рыб реки Кура и других рек Республики Азербайджан, а также в прилегающих к побережью Азербайджанской Республики водах Каспийского моря в рамках Договора о сотрудничестве между ВНИРО и Азербайджанским научным институтом рыбного хозяйства. Наконец, полгода назад, 07.10.2016 в ФГБНУ «ВНИРО» была проведена международная встреча с научными специалистами Исламской Республики Иран. Обсуждались перспективы обмена научными достижениями в сфере рыбного хозяйства и проведения совместной экспедиции по изучению ВБР Каспийского моря и среды их обитания. Перспективна совместная реализация научных программ по оценке эффективности искусственного воспроизводства осетровых рыб на основе методов молекулярной генетики. При разработке научно-обоснованной стратегии восстановления природных популяций осетровых видов рыб планируется определение выпускаемой рыболовными заводами оптимальной массы молоди осетровых, оценка вклада естественного размножения и заводского воспроизводства в пополнение запасов осетровых рыб, а также анализ эффективности искусственного воспроизводства осетровых рыб. В ходе выполнения работ по инвестпроекту планируется провести сбор генетических образцов, зарегистрировать схемы скрещивания в нерестовой кампании, выполнить учетные съемки молоди в реке и на море и генотипировать производителей с определением происхождения молоди.

Невосполнимая потеря «космического апреля» – кончина дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, д.ф.-м.н. Г.М.Гречко (25.05.1931-08.04.2017). Георгий Михайлович всего 4 дней не дожил до Дня космонавтики, традиционно отмечаемого 12 апреля (12.04.2017 отмечается 56-я годовщина со дня первого полета 12.04.1961 Человека в космос – летчика-космонавта СССР Ю.А.Гагарина), но малоизвестный факт: первый в мире фотоснимок Каспия из космоса сделал именно Г.М.Гречко! В настоящее время более 82 тысяч снимков сделаны для образовательных целей, что является развитием научного проекта по мониторингу Прикаспийского региона с Международной космической станции (МКС). Современному уровню экологических исследований в космосе было посвящено выступление заведующего лабораторией дистанционного зондирования Земли Института географии РАН, члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского Л.В.Десинова в соавторстве с генеральным конструктором пилотируемых программ РФ (и генеральным конструктором ПАО РКК «Энергия» им. С.П.Королева) академиком РАН Е.А.Микриным, профессором М.Ю.Беляевым и академиком РАН В.М.Котляковым. Лев Васильевич представил результаты географического мониторинга с борта МКС, например, по космическому эксперименту «Ураган» для экомониторинга земной поверхности для изучения географической оболочки Земли, исследования природных ресурсов и для обнаружения, изучения и прогнозирования природных и техногенных катастроф – аварий на трубопроводах, ураганов, наводнений, землетрясений, лесных пожаров, извержений вулканов и т.д. Проект реализуется с 2001 года (в 2008 г ему присвоен статус долгосрочной космической программы) Институтом географии РАН совместно с РКК «Энергия» им. С.П.Королева и состоит из трех частей: обычной фотосъемки, фотоспектральной съемки и видеосъемки земной поверхности, проводимой отечественными космонавтами на борту российского сегмента МКС. Фотосъемка поверхности Земли выполняется с помощью переносных цифровых фотокамер Nikon, регистрирующих объекты земной поверхности в оптическом диапазоне спектра электромагнитных волн в натуральных цветах. Применяются полноформатные зеркальные фотокамеры Nikon D800E и Nikon D3 с эффективным числом пикселей ПЗС–матрицы 36,15 и 12,1 млн. пикселей соответственно. Результаты фотосъемки применяются для математического моделирования техногенных катастроф и природных процессов. Фотосъемка земной поверхности с российского сегмента МКС также используется в географическом школьном образовании: для 6 класса – географическая карта с основными земными оболочками, 7 класса – география материков и океанов, 8 класса – недра и рельеф, климат с природными зонами, водные/почвенные/растительные ресурсы России, 9 класса – промышленность/энергетика/АПК/транспорт России с оценкой влияния человека на окружающую среду, 10 класса – география крупных регионов России и стран ближнего зарубежья, 11 класса – география стран мира и экологический потенциал мировых регионов.

О деятельности Центра ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) в РФ, возглавляемого С.А.Коротковым, был представлен специальный доклад, в котором рассматривалась роль экологии в трансферте технологий для повышения энергоэффективности и конкурентоспособности. Деятельность Центра UNIDO в РФ предполагает содействие реализации международных конвекций и протоколов, поддержку в реализации программ технической и финансовой помощи, поддержку инвестиционного сотрудничества и привлечение капиталовложений в Россию, ассистирование в реализации государственных программ, разработку региональных инвестпроектов и программ с участием иностранных партнеров и создание механизма разработки и передачи в промышленное производство новых технологий. ЮНИДО активно поддерживает процессы индустриальной интеграции в странах ЕврАзЭС (ЕвроАзиатского экономического сотрудничества), например, в 2013 году ЮНИДО завершил проект для стран ЕврАзЭС по содействию процессу формирования Единого экономического пространства ЕврАзЭС путем создания соответствующих условий и предпосылок для развития международного промышленного сотрудничества, повышения конкурентоспособности предприятий и увеличения объемов инвестиций. Проект «Российско-Бразильское партнерство в области технологий и инноваций для малых и средних предприятий» реализовывался в 2012-2015 гг. в рамках поддержки Декларации Саммита БРИКС 2011 года по сотрудничеству в научно-технической, промышленно-технологической и инновационной сферах финансировался Правительством РФ, что позволило поддержать внедрение новых технологий в деятельность малых и средних предприятий Бразилии и России. Проект был также направлен на развитие бизнес-среды, формирование благоприятного делового климата и привлечения инвестиций для реализации совместных научных проектов странами БРИКС на основе поддерживаемых ЮНИДО партнерств и инструментов. Другой проект «Выявление, оценка и приоритезация «горячих точек» в бассейне средней и нижней Волги, а также передача экологически чистых технологий» стартовал в 2010 году и завершился в 2015 году. Была создана интерактивная геоинформационная система «Мониторинг влияния «горячих точек» в бассейне Средней и Нижней Волги» с оценкой антропогенного влияния соответствующих региональных промышленных предприятий на качество воды с точки зрения загрязнителей разных типов. Для улучшения качества воды и снижения отрицательного воздействия результатов промдеятельности на водные объекты на основе комплексного применения новейших технологий внедрен комплексный подход по оценке степени загрязнения водных объектов на базе технологии TEST с определением факторов трансграничного загрязнения. ЮНИДО в 2011-2015 г.г. принимал активное участие в поэтапном сокращении потребления гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) и стимулировании перехода на не содержащие ГХФУ энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в России. При выводе из потребления ГХФУ были переданы технологии для модернизации промышленных предприятий, производящих пенополиуретановую изоляцию, кондиционирующее и холодильное оборудование. ЮНИДО участвует в проекте по экологически-безопасному регулированию и окончательному уничтожению полихлорбифенилов (ПХБ) на предприятиях ОАО «РЖД» и других владельцев ПХБ, реализуемому в соответствии с обязательствами РФ по Стокгольмской конвенции. Проектом предусматривается комплекс мероприятий по совершенствованию экологической законодательной базы РФ для гармонизации с требованиями Стокгольмской конвенции. Аналогичный проект реализуется в Республике Азербайджан – в Баку в 2015 году было поставлено российское оборудование, в частности, газовые хроматографы. Наконец, проект ЮНИДО по развитию рыночных механизмов повышения энергоэффективности энергоемких отраслей российской промышленности предполагает оказание помощи во внедрении систем энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001 (аналогичный проект реализуется в Республике Казахстан). Анализ законотворческого опыта иностранных государств, применимый к российской промышленности, позволяет ЮНИДО аккумулировать и адаптировать опыт разных стран применительно к разным мировым регионам, выявлять проблемные места в нормативно-правовой базе и вырабатывать новые рекомендации.

Доклады Директора Каспийского филиала Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН В.Б.Ушивцева и Директора ФГБУ «Каспийский морской научно-исследовательский центр» Росгидромета С.К.Монахова затрагивали различные вопросы развития Каспия. Владимир Борисович сфокусировал внимание участников и гостей форума на природоподобной биотехнологии развития функциональности водных экосистем Каспийского моря, Сергей Константинович рассмотрел международные и национальные аспекты охраны морской среды Каспийского моря от загрязнения, вызванного деятельностью на морском дне.

Руководитель международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» НИУ «МЭИ», заместитель Председателя Совета «Наука и Инновации Каспия» («НИКА»), директор и научный руководитель Международного Центра глобальных исследований «Восток-Запад» НИУ «МЭИ» профессор Л.С.Рубан представила историко-правовой обзор проблемы разграничения Каспийского моря, установления его правового статуса и режима. Лариса Семеновна напомнила, что в XVIII веке Персидский поход Петра Первого в 1722-1723 гг. привел к утверждению России на Каспии. По Санкт-Петербургскому договору 1723 года к Российской Империи отошли прикаспийские провинции Персии с городами Астрабад, Дербент и Решт. В Астрахани по приказу Петра Первого был заложен порт и было начато строительство российского флота. Персия право судоходства в Каспийском море потеряла. В Тегеране 9.12.1881 была подписана русско-иранская конвенция о разграничении территорий без определения границы в водах Каспия. Сто десять лет назад, в 1907 г по англо-русскому соглашению Персия была поделена на северную (русскую) и южную (английскую) сферы влияния. После Октябрьской революции, в марте 1918 г Правительство Советской России дало распоряжение о выведении из Персии войск. Все долги Персии по отношению к Советской России были аннулированы по советско-персидскому договору от 26.02.1921. Более того, Правительство Советской России объявило недействительными ранее заключенные договоры между Россией и Персией, и оба государства обязались соблюдать границу по начертаниям Разграничительной Комиссии 1881 года. По условиям русско-иранского договора утратил силу документ, подписанный 10.02.1828 в Туркманчае, и, в частности, его статья VIII: Персия получала право иметь флот в Каспийском море, и монопольное право владения концессиями на рыбную ловлю в Каспийском море для русских подданных было отменено. В Договоре от 1921 г советская сторона объявила об утрате юридической силы международных документов, умаляющих права персидского народа.

В настоящее время статус Каспийского моря регулируется Договором от 26 февраля 1921 г между РСФСР и Персией, а также Договором от 25 мая 1940 г между СССР и Ираном. Согласно документам, введена 12-мильная зона и применена делимитация по медианной (срединной) линии. Если рассматривать Каспий как полузамкнутое или замкнутое море, то в соответствии с Конвенцией ООН (1982 г) по морскому праву, 12-мильной зоной «территориального моря» обладает каждое из прибрежных государств (по ней и проходит его граница), как и «исключительной экономической зоной», прилегающей к его границе на расстояние 200 морских миль (статьи 55-57 Конвенции ООН). Согласно разграничительным документам наибольший сектор – казахстанский (26%), а азербайджанский, российский и туркменский – приблизительно по 19%, лишь у Ирана около 14%. В соответствии с частью X Конвенции Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы являются международными водными путями, и прибрежные иностранные государства (Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркмения) также имеют по ним право свободного транзита. Но если рассматривать Каспий как международное озеро, то озера делятся между прибрежными государствами, и линии раздела – продолжение государственных границ, или же раздел проходит по линиям, которые соединяют центральную точку озера с точками выхода границ прибрежных государств на береговую линию.

Декларация между Республикой Казахстан и РФ о сотрудничестве на Каспии и Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря для реализации суверенных прав на недропользование была принята 6.07.1998, и 13.05.2002 был подписан соответствующий Протокол. Стороны решили вопросы и по спорным месторождениям: под юрисдикцию Республики Казахстан отошло Курмангазы, по юрисдикцию РФ – Хвалынское и Центральное.

Бакинская Декларация и Совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море были подписаны 9 января 2001 года представителя руководства Азербайджана и России. Согласно документам, дно делится на зоны недропользования по срединной линии, поверхность и подповерхностная морская толща – в общем пользовании, а разработка спорных месторождений ведется из расчета «50 на 50». Годом позже Президенты Азербайджанской Республики и РФ подписали Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря (23.09.2002), зафиксировав разграничительную линию и определив, что пересекаемые ею нефтегазовые блоки будут осваиваться в соответствии с международной практикой разработки трансграничных месторождений.

Соглашение между Азербайджаном и Казахстаном о разграничении дна Каспийского моря было подписано 18.11.2001 в Москве. Двумя годами позже, в ноябре 2003 г в Тегеране представители руководства Республики Азербайджан, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, РФ и Республики Туркменистан подписали рамочную Конвенцию «Об охране окружающей морской среды Каспийского моря» по защите морской среды Каспия от загрязнения, вступившую в силу 12.08.2006. Впервые в истории региона было подписано юридическое соглашение, принятое и обязательное к выполнению пятью прикаспийскими странами для преодоления экологического кризиса, вызванного разрушением среды обитания и промышленного освоения Каспийского моря.

На первом этапе существования СНГ также был подготовлен и подписан ряд документов, в частности, «Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды» от 8 февраля 1992 г и «Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств» от 18 октября 1996 г. Эти документы сформировали основные принципы функционирования Межгосударственной эколого-информационной системы, координация деятельности которой была возложена на Межгосударственный экологический совет. «Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды» было подписано 11 сентября 1998 г, «Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга – 13 января 1999 г.

Первый Модельный «Закон об экологическом страховании» был принят Постановлением № 15-6 от 13 июля 2000 г на XV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. В нем было сформулировано определение термина «экологическая безопасность». На базе Модельного Закона был принят закон Республики Казахстан от 13 декабря 2005 г № 93-III ЗРК «Об обязательном экологическом страховании», в котором регулируются отношения, возникающие в сфере обязательного экологического страхования и установлены организационные, правовые и экономические основы проведения экологического страхования.

Отметим, что обеспечения промышленной нефтегазовой деятельности в Каспийском регионе необходимо законодательное регулирование ведения всего спектра морских операций, включая размещение объектов инфраструктуры нефтегазового комплекса с учетом всех экологических требований, транспортировку углеводородного сырья и сопутствующих материалов, обустройство месторождений углеводородного сырья, размещение и хранение углеводородного сырья, отходов производства и сопутствующих материалов и веществ, добычу нефти и газа и проведение изыскательских и разведочных работ. Выявлены несоответствия ряда норм, правовые пробелы и внутренние и внешние противоречия, для устранения которых, в частности, необходима унификация методик для расчета ущерба от производственной деятельности. Целесообразно согласование с нефтегазовыми компаниями, проводящими разведку и разработку морских месторождений, и с природоохранными органами маршрутов движения танкеров, обслуживающих и других судов для коррекции траекторий движения для направления через районы с меньшей рыбохозяйственной ценностью. Необходимо создание комплекса отраслевых и региональных информационных систем по природным ресурсам, как биологическим, так и минеральным. Крайне важно организовать разработку и контролировать реализацию совместно с нефтегазовыми компаниями системы природоохранных мер для сохранения и восстановления ценных представителей ихтиофауны.

На XXVII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 27-8 от 16 ноября 2006 г) был принят Модельный экологический Кодекс СНГ по регулированию правовых отношений в экологической сфере. Северный Каспий – заповедная зона по причине уникального биоразнообразия, и естественным развитием экологических инициатив стало принятие Московского протокола по защите Каспийского моря от загрязнений из наземных источников и вследствие проводимых на суше работ (видов деятельности). Завершая выступление, Лариса Семеновна уточнила, что три года назад, с 28 по 30 мая 2014 г в Ашхабаде на V сессии Конференции сторон был принят протокол по биоразнообразию к Рамочной Тегеранской Конвенции по защите морской среды Каспийского моря.

Помимо пленарной сессии, в рамках МЭФ «Каспийский диалог» были проведены заседания X Каспийского энергетического форума «Нефтегазовый и энергетический комплекс стран Каспия. Инновации в ТЭК», международные конференции «Молодежный каспийский диалог» и «Экология Каспия. Мониторинг и контроль», круглый стол «Подготовка кадров для устойчивого развития и сотрудничества в Каспийском регионе» и научно-образовательная сессия «Туризм и отдых в странах Каспия», на которых выступили представители академических институтов и ведущих российских вузов и научно-производственных предприятий.

В завершение отметим, что главным нефтегазовым событием года, на котором также планируется рассмотрение вопросов экологического и нефтегазового развития Каспийского региона, является проведение XXII Мирового нефтяного конгресса с 9 по 13 июля в Турции. Предыдущий, XXI Мировой нефтяной конгресс проводился в российской столице в июне 2014 г. В середине апреля 2017 года в Москве на территории ВК «Экспоцентр» проходил Национальный нефтегазовый форум (ННФ) и параллельно – выставки «НЕФТЕГАЗ-2017» и «ЭЛЕКТРО». До двух дней сократилась программа ННФ, уменьшилось и количество экспонентов. Обсуждавшееся в начале 2017 года на Президиуме РАН прекращение финансирования печатных версий научных журналов, издающихся РАН или под научно-методическим руководством РАН, не могло не отразиться на отношении к академическим нефтегазовым журналам со стороны организаторов ННФ и выставки «НЕФТЕГАЗ-2017»: представителям редакций академических нефтегазовых журналов не были предоставлены даже рабочие места для распространения печатных изданий за 2016 год! Бизнес снова возобладал над здравым смыслом, а тяга к чистогану перевесила уважительное отношение к академическим изданиям старейшей отечественной Академии! И как в таком формате развивать равноправные отношения между наукой и бизнесом? Как можно в таких условиях реализовывать международные научные программы и говорить о необходимости дальнейшей информационной поддержки академическими изданиями коммерческих проектов, в частности, выставочных? И как нам следует изменить отношение к Науке в российском Обществе, чтобы наших Ученых по праву считали Созидателями, их работу – Творчеством, а полученные ими новые Нобелевские премии – заслуженным результатом?!

Выводы и рекомендации:

1. Рассмотрение на МЭФ «Каспийский диалог» взаимосвязи экологических, экономических и энергетических проблем свидетельствует о росте заинтересованности представителей российского и иностранного бизнес–сообщества, в т.ч., отечественных и зарубежных инвесторов в оперативном решении «накопившихся внутрикаспийских вопросов». Целесообразна разработка Межгосударственной информационной системы «Экология, экономика и энергетика Каспия» под научно-методическим руководством Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН, Отделения энергетики, механики, машиностроения и процессов управления РАН, Отделения химии и наук о материалах РАН, Отделения наук о Земле РАН, Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН и ряда других отделений РАН и Академий наук стран Каспийского региона, с активным участием академических институтов, научно-производственных предприятий и ведущих отраслевых вузов.

2. Гармонизация законодательства по «проблематике Каспия» предполагает, в частности, применение принципа превентивности действий и мер, ориентированных на охрану водных ресурсов экосистем и их биоресурсов в условиях добычи углеводородного сырья, проведение непрерывного экологического мониторинга акватории в целом и зон углеводородной разработки на всех стадиях освоения, проверка наличия перед началом разведочных, поисково-оценочных и добычных работ на всех объектах экологических паспортов для отслеживания и фиксирования изменений в природной среде посредством мониторинга. Необходим государственный геоинформационный мониторинг с участием нефтегазовых компаний для непрерывного отслеживания возможных нефтяных загрязнений в зоне добычи, транспортировки и хранения углеводородного сырья.

3. Международный проект «Инвестиции в Каспий», как и множество других эколого-нефтегазовых проектов, не может быть реализован только на национальном уровне, а требует иного подхода, ориентированного на взаимовыгодную международную кооперацию. Целесообразна организация и проведение в Москве с 2018 года под патронажем Правительства РФ форума нового формата, ориентированного уже не на внутренне-национальный, а на интернациональный характер отраслевого сотрудничества науки и бизнеса с предлагаемым автором названием «Международная Нефтегазовая Ассамблея». Организационные мероприятия по ее ежегодному проведению в Москве с 2018 года необходимо начать не позже осени 2017 года. В связи с предстоящими выборами Президента РАН также целесообразен перенос процедуры выборов профессоров РАН на 2018 год.



©РАН 2024