Пешеходы постепенно вытеснят автомобилистов
26.05.2020
Источник: Вечерняя Москва, 26.05.2020, Никита Миронов
Москва, как и многие мегаполисы, после пандемии изменится. В этом убеждены большинство экспертов. «Вечерняя Москва» выяснила, в каком, по их прогнозам, городе нам предстоит жить.
Очевидно, станет больше людей, работающих удаленно.
— И это положительный фактор: мы будем меньше терять времени на поездки в офис и сможем более конструктивно выстраивать рабочий процесс, — рассуждает старший научный сотрудник Института системного анализа РАН Александр Кононов.
При этом, по словам ученого, машин на улицах станет меньше, воздух будет чище, уровень шума — снизится. Будут меняться и сами горожане. В частности, многие молодые люди, вероятно, станут менее легкомысленно относиться к семейным ценностям и вообще «живым» человеческим отношениям.
— Ведь если ты один и работаешь удаленно, то становишься особенно уязвим, — поясняет Кононов.
Директор Института «Стрелка» Варвара Мельникова отмечает новые тренды в формировании городской среды.
— Москва в эпоху постпандемии — это в первую очередь пешеходный город. Он должен будет обеспечить возможность восстановиться после стресса, в котором мы все сейчас находимся. Люди станут больше времени проводить в парках, — считает она.
И речь не только про то, чтобы проводить в них какие-то мероприятия, но и про то, что они должны стать безопасными, всесезонными пространствами, где мы сможем хотя бы видеть друг друга.
— Уже говорят о второй волне коронавируса, о том, что человечество в принципе входит в эпоху пандемий. Поэтому, я думаю, люди начнут в городах «рассредотачиваться», — дополняет урбанист Григорий Мельник. — А именно: реже бывать в закрытых общественных пространствах: офисах, кинотеатрах, торговых центрах и других подобных местах. Будут стремиться работать дома, а отдыхать на свежем воздухе, где куда ниже шанс заразиться. Второй момент: резко вырастет спрос на загородное жилье. Он и сейчас очень высок: дома для постоянного проживания и дачи продаются очень быстро. А будут еще быстрее. Третье: в Подмосковье в связи с этим продолжится и усилится строительный бум.
Этому, по его совам, способствует запуск Московских центральных диаметров и строительство Центральной кольцевой автодороги, что значительно увеличивает транспортную доступность многих районов Подмосковья.
— Очевидно, что в радиусе до 50 километров от Москвы вырастет жилищное строительство. В том числе коттеджных поселков с индивидуальным жильем. Люди будут стремиться иметь за городом полноценный дом, где можно и отдыхать, и работать, по минимуму контактируя с окружающими, — говорит Мельник.
По мнению эксперта, будет развиваться и другой тренд — децентрализация всей деловой жизни.
— Не надо думать, что все офисы разом закроются. Немалая часть останется. Но большим спросом будут пользоваться те, что дешевле, потому что кризис никто не отменял. А более дешевые офисы — отнюдь не в Москве-Сити и не в пределах Садового кольца. Они на окраинах. Деловая жизнь будет смещаться туда, — считает урбанист.
Маркетолог Сергей Ярославский прогнозирует серьезные изменения в торговле.
— Если люди будут бояться ходить в торговые центры, магазины одежды и обуви, хозяйственные и продающие товары для ремонта станут перемещаться в жилые кварталы, — считает он. — И площади они найдут, потому что часть парикмахерских и салонов красоты не смогут возобновить работу после пандемии. Вполне возможно, что рестораны быстрого питания тоже начнут переезжать из торговых центров на первые этажи жилых домов — в помещения поближе к метро, где высокая проходимость.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
— Пандемия повысит запрос людей на город, который позволяет вести здоровый образ жизни и заниматься спортом на открытом воздухе. Я считаю, нам нужно только ускоряться и делать больше из того, что мы задумали: маршруты для бега, велодорожки, зоны для прогулок — широкие набережные и тротуары.
Это будет трендом и дальше, потому что пешеходное движение в приоритете над автомобильным. Количество автомобилей вскоре перестанет расти, люди все больше начнут предпочитать общественный транспорт или каршеринг.
Картинки с океаном машин вокруг торговых центров останутся в прошлом. Пик автомобилизации прошел, мы переболеваем болезнь, что машина — признак достатка. Это было в Европе и США, и сейчас они выходят из этого, и мы тоже выйдем.