http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b0c5d5fe-0ae9-4ca3-8c01-4c4b730d42a4&print=1© 2024 Российская академия наук
Как известно, в трудах американских стратегов и геополитиков Северный Кавказ называется зоной, с которой, вероятнее всего, начнется распад России. Риск такого события не столь велик, но он есть. И чтобы эта "сказка" не стала былью, нужно смотреть правде в глаза, трезво оценивать обстановку. Такую возможность предоставляет многостраничный труд, работу над которым завершают в Южном научном центре РАН.
В Ростове-на-Дону в сентябре выйдет в свет уникальное издание - "Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России". Больше года над ним работали десятки ведущих ученых созданного в ЮНЦ Объединенного отдела социально-политических и экономических проблем южных регионов под руководством председателя ЮНЦ академика Геннадия Матишова. Напомним, что создание в 2005 году этого отдела позволило ЮНЦ консолидировать научные силы региона для проведения фундаментальных исследований. Подразделения отдела открыты в Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской области и Республике Калмыкии. Лаборатории занимаются региональной конфликтологией, устойчивым экономическим развитием Кавказа, казачеством, правовыми проблемами, археологией и многими другими проблемами. Также ученые академического учреждения оказывают консультативную и экспертную помощь властным структурам ЮФО, участвуют в программах РАН, РФФИ. Развивается международное сотрудничество с Киргизией, Украиной, Венгрией, Польшей, Грецией, США, Болгарией.
Атлас - лишь один из результатов работы отдела. Из карт, схем и диаграмм, снабженных емкой аналитикой, видна как на ладони жизнь неспокойного Южного федерального округа. Видны реалии его экономики, политики, национальных отношений, религиозных течений, казачьего движения и т. д. Атлас будет издан в виде сборника карт. Электронная версия атласа создана с помощью ГИС-технологий. Некоторые карты уже размещены на интернет-сайте ЮНЦ РАН (http://www.ssc-ras.ru/).
Объемный труд рассчитан, в первую очередь, на управленцев-практиков и специалистов, изучающих эту проблему. В нем использованы официальные статистические данные, аналитические записки аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, экспертные материалы ученых, данные социологических опросов, опубликованные труды ряда институтов РАН - этнологии и антропологии, экономики, а также Дагестанского, Владикавказского и Кабардино-Балкарского научных центров РАН. Информацию предполагается регулярно обновлять. Ученые ушли от прямолинейных статистических методов, порой искажающих действительность. Они попытались за массой фактов и числовых показателей увидеть и оценить проблему, чтобы представить ее в наиболее наглядной форме - в виде атласа.
Этот проект - первая попытка комплексно оценить и представить обстановку в макрорегионе и дать базу для прогнозов и принятия управленческих решений. Совсем не случайно он создан на базе ЮФО. Юг России - наиболее сложный и конфликтогенный регион страны. От его состояния во многом зависит безопасность и территориальная целостность России.
В атласе наглядно представлена полиэтничность округа, ее политизация в 1990-х годах. Последовавшие серьезные проблемы - межэтническая напряженность, конфликты и вооруженные столкновения, вытеснение нетитульных народов из национальных образований, отток русского населения из ряда республик - не урегулированы до сих пор. Однако главную опасность ученые видят в том, что Кавказ вновь, как и в прошлые века, стал центром широкомасштабных процессов мирового значения. Здесь переплетаются сложные узлы глобальных и региональных интересов России и США, Турции и Ирана, ведущих европейских и азиатских стран, исламского мира. Многие государства, транснациональные компании и международные организации, в том числе и деструктивно-террористические, объявили Кавказ зоной своих стратегических интересов.
Именно поэтому, как считают ученые, политические, социологические и гуманитарные исследования так же актуальны, как и развитие экономики и укрепление обороноспособности. Возникла необходимость новой оценки геополитических реалий и координат национально-исторического самосознания.
Листая макет атласа, находишь немало интересного и поучительного. Отдельный раздел посвящен дисбалансу между национально-государственными и социально-экономическими факторами развития. Так, в восьми республиках ЮФО проживают в общей сложности 7 млн. человек. Для сравнения: в одном только Краснодарском крае - более 5 млн! Как известно, государственный статус в России получили почти все крупные коренные этносы Кавказа. При этом уровень экономического развития и возможности самообеспеченности отдельных регионов просто несопоставимы. В частности, 8 из 13 субъектов ЮФО являются либо дотационными, либо высокодотационными. В этой группе находятся все национальные республики за исключением Калмыкии. Ее высокие показатели объясняются наличием так называемого внутреннего офшора. В атласе утверждается: эти дотации из федерального бюджета не могут дать положительного экономического эффекта. Они лишь приводят к несоразмерности доходов населения их трудовому вкладу. Парадокс, но в результате дотаций по такому показателю, как величина консолидированного дохода на одного жителя в ЮФО, лидирует Чечня. В то же время в областях с преобладанием русского населения доходы ниже среднего. Лишь в Краснодаре они чуть выше среднего по стране.
При этом депрессивные регионы ЮФО имеют существенные потери доходов. К ним приводят, в частности, необоснованные налоговые льготы, крайне неэффективное управление собственностью, неудовлетворительное проведение приватизации. Только в Ингушетии расходы на организацию и проведение приватизации в 270 раз (!) превышали поступления от нее. Неудивительно, что все чаще звучат предложения решить вопрос о дальнейшем существовании ряда субъектов РФ, входящих в ЮФО, и целесообразности их добровольного объединения.
Хорошо представлен в атласе раздел "Бедность и богатство в ЮФО". Авторы считают, что официальная статистика не всегда отражает реальное положение вещей. По данным Росстата, ЮФО по показателям бедности лидирует среди других округов: 40% его населения живут за чертой бедности, в то же время 20% богатого населения получают 42% совокупного дохода ЮФО. Цифры показывают, что ситуация критическая. Однако для оценки реального уровня социально-экономического развития региона обязательно нужно учитывать доходы, получаемые гражданами в неофициальном (теневом) секторе экономики. А ведь известно, что теневой сектор на Юге России был развит и во времена плановой экономики. Есть еще один аспект проблемы. Власть, собственность и денежные ресурсы зачастую сосредоточены в руках узкого круга лиц. Например, в Кабардино-Балкарии 1% населения сосредоточил в своих руках практически все производственные мощности и сырьевые ресурсы республики. Подобный чрезмерный разрыв между богатством и бедностью (по латиноамериканскому образцу) делает хрупким социальный мир и согласие в регионе. Особое место в атласе уделено проблемам миграции. Для Юга России характерны два типа миграции: с гор на равнины и из национальных республик на запад округа, ближе к азово-черноморским берегам и Кавминводам. От безработицы люди бегут туда, где есть работа, где более благополучная и спокойная жизнь. Неуправляемая миграция создает этническую напряженность. Причем не только в "русских" областях, в том же Краснодарском крае, но и в Дагестане.
Среди наиболее серьезных рисков - отток русского населения из республик Северного Кавказа в 1990-2005 годах. Его причинами стали распад СССР, экономический кризис, безработица, открытые вооруженные конфликты, противоречия между кавказскими народами, вовлечение в них русского населения. В связи с катастрофическим сокращением на Кавказе русского населения под угрозой оказывается территориальная целостность и единство государства. Сегодня в Дагестане, Чечне, Ингушетии и других республиках Юга России ученые наблюдают процесс формирования моноэтничных и монокультурных обществ. Это приводит к усилению местных лидеров и изоляции местного населения от российского общества. Неизбежно снижается управляемость этих субъектов Федерации со стороны центра.
Результатом работы над атласом стали четыре сценария развития ЮФО. Это своеобразный прогноз его социально-политического развития. Три из них в большей или меньшей степени реализуются. В них есть плюсы и минусы. Наиболее предпочтительным выглядит четвертый сценарий, в котором речь идет о необходимости выравнивания уровня социально-экономического развития регионов ЮФО. При этом Юг России - "русские" области и "кавказские" республики - рассматриваются как единый макрорегион. Новый "Кавказский проект" мог бы стать в один ряд с четырьмя приоритетными национальными проектами. Предлагается принять 3-летний план развития ЮФО на 2008-2010 гг. Достигнуть этого возможно, развивая единую (федеральную) инфраструктуру на Юге России. Речь идет об освоении малозаселенных районов, реконструкции депрессивных районов, создании новых городов и поселков. Примером реального обустройства удаленных районов служат Шолоховский район Ростовской области (ст. Вешенская) и Красногвардейский район Ставропольского края (родина экс-президента М.Горбачева).
Предложено также формировать новые транспортные коридоры - автомагистрали, железнодорожные ветки, аэропорты. Они способны составить серьезную конкуренцию проекту "ТРАСЕКА" (Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркмения - восточное побережье Китая). Ученые вспомнили и о проекте канала Азов - Каспий "Евразия". Строительство дорог могло бы стать своеобразным "локомотивом" для развития всей сопутствующей инфраструктуры - ЛЭП, связи, газопроводов. Вдоль дорог появятся новые поселки, мощный импульс получит стройиндустрия.
Выход из ситуации есть: нужно сменить вектор трудовой миграции, освоить малозаселенные земли северо-востока ЮФО, превратить восток и центр округа в зону развития. В ЮФО треть территории имеет, как на Крайнем Севере, минимальную плотность населения. Однако в отличие от севера малозаселенные степные и полупустынные просторы юга вполне могут быть освоены, и не одними лишь скотоводами.
Новый атлас дает не только информацию к размышлению. В нем сделана попытка осмыслить ситуацию, наметить план действий, подсказать власти и специалистам способы решения проблем, показать им различные "овраги". Как говорит председатель ЮНЦ РАН академик Г.Матишов, академическая наука в союзе с властью должна проанализировать сценарии возможного развития событий и найти оптимальный вариант, подготовить комплекс стратегических и оперативных решений проблем южных регионов России.
Сегодня на Кавказе вновь проверяется способность России быть мировой державой, отстаивать свои стратегические интересы. Терять Северный Кавказ Россия не имеет права. У Южного региона есть все шансы стать процветающим и спокойным регионом, прочным звеном, связующим Запад и Восток, Юг и Север.