Двенадцать признаков живого
20.06.2022
Источник: КОММЕРСАНТЪ, 20.06.2022, Ольга Макарова
Биологический музей визуализировал
лабораторные исследования ИФХЭ РАН
В павильоне 31 на ВДНХ (бывший павильон «Геология») проходит выставка
«12 признаков живого» Государственного биологического музея им. К. А.
Тимирязева. Лабораторные исследования биоэлектрохимии живой клетки, проведенные
в Институте физической химии и электрохимии им А. Н. Фрумкина (ИФХЭ) РАН,
визуализированы в экспонате, объясняющем третий признак живого объекта —
раздражимость, или способность реагировать на внешние воздействия.
О чем ропщет фикус?
Арт-объект «Ропот» создан творческим дуэтом Gray Cake — выпускником
МИФИ Александром Сереченко и выпускницей школы имени Родченко Екатериной Пряничниковой.
Художники задумались, как же так: раздражимость является одним из обязательных
признаков живого объекта, однако растения как бы им не обладают.
У растений, конечно, нет нервной системы, но у них имеется механизм,
позволяющий им реагировать на раздражители. В ответ на световое воздействие
из-за обмена ионами между внутренней и внешней частями клеток растения на клеточной
мембране возникает электрический потенциал. Он нужен, чтобы простимулировать
определенные реакции; например, подсолнечник поворачивается к источнику света.
Объясняет художник, основатель Science Art группы 18 apples, кандидат
биологических наук Ипполит Маркелов: «Инсталляция представляет собой модель
эксперимента, в рамках которого были зафиксированы изменения вольт-амперных
характеристик клеток растения в ответ на световой стимул. Данные электрических
потенциалов стали основой для речевого синтезатора».
При включении света речевой синтезатор начинает работать, и фикус
словно лепечет на своем непонятном языке.
Рассказывает заместитель директора ИФХЭ РАН по научной работе,
заведующий лабораторией биоэлектрохимии ИФХЭ РАН, доктор физико-математических наук
Олег Батищев: «У человека и животных на любое внешнее воздействие возникает
отклик в виде электрических сигналов, которые распространяются по нервным волокнам.
В результате, например, мы отдергиваем руку при прикосновении к горячей
поверхности.
Растения на клеточном уровне тоже реагируют на свет или изменение
влажности среды. При этом изменяется обмен солями (точнее, ионами солей) между
наружными и внутренними частями клетки, и на клеточной мембране возникает
электрический потенциал, который может распространяться вдоль растительного
волокна. Этот отклик очень похож на то, что происходит у животных.
Эти электрические отклики можно зафиксировать с помощью
электроизмерительных приборов. Возникающие токи зависят от интенсивности света
и от его спектра. Таким образом растения реагируют на изменение окружающей
среды, что можно представить как некую аналогию раздражимости у животных.
Наш эксперимент по фиксации потенциалов в мембранах растений стал
основой для этого арт-объекта».
Другие объекты выставки
Инсталляция Марины Алексеевой «Нас все больше» иллюстрирует признак №9
— «размножение» — и состоит из четырех черных перископов, в которых на заднем
стекле демонстрируется короткий мультфильм. Перископы установлены напротив
флорариума, и зрителю кажется, что рисованные существа рождаются из листьев
тропических растений.
Для признака №9 — «обмен веществ» — в рентгеновских лучах был
запечатлен процесс глотания.
Арт-объект для визуализации признака №12 — «рост и развитие»
—представляет собой эффектный видеофильм о росте кристаллов ментола на теле
человека, транслируемый на трех экранах.
Для признака №2 — «живой организм — открытая система» — художником
Николаем Голиковым создана инсталляция «Иллюзия вечности». В аквариуме,
установленном в затемненном помещении, личинки жука-зофобаса с хрустом (этот
звук снимается контактными микрофонами с каждого куска пенопласта и
объединяется, создавая многоканальный звуковой ряд) грызут пенопласт. Пенопласт
в живой природе не перерабатывается и сохраняется на века. Однако в пищеварительной
системе этих жуков живут бактерии, которые могут этот пенопласт разлагать.
Затемненное помещение и хруст, лепечущее на своем языке растение —
экспонаты выставки опираются на строгие научные данные, но обращаются не только
к сознанию, но и к эмоциям. Инсталляции призывают не только понимать, но и
чувствовать. Таким образом, вся выставка становится единым объектом
science-art.