http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b1d5d5aa-83ce-4350-b3c9-a1d25b5208ae&print=1
© 2024 Российская академия наук

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ: НАУКА И ПРАКТИКА - ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ

29.01.2013

Источник: Элита, Беседовал Эдуард НИГМАТИН

8 февраля 1724 года указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В честь этой даты в 1999 году установлен праздник - День российской науки

 

 


У отечественной науки есть много поводов для гордости. В то же время громадные социально-экономические сдвиги, произошедшие в последние годы, поставили перед учеными новые вопросы в областях организации исследовательской деятельности, взаимосвязи с государством, производством, коммерческими структурами, подготовки научных кадров.

Мы поговорили об этом с директором Института органической и физической химии имени А.Е. Арбузова, председателем Казанского научного центра РАН, действительным членом Российской академии наук Олегом Синяшиным.

Незадолго до нашего разговора Олегу Герольдовичу по итогам конкурса «Руководитель года-2012» Республики Татарстан была вручена награда в номинации «За активное развитие кадрового потенциала».

Олег Герольдович, обычно мы, далекие от ученого мира люди, представляем, что есть фундаментальная наука и практическая. Первая «творит» что-то далекое от человеческого понимания, какое-то особое представление о мире, а вторая создает нужные людям продукты. Правильно ли такое рассуждение о научной деятельности?

- И да, и нет. В последние десятилетия все в большей степени наблюдается слияние основополагающих научных дисциплин. Сегодня самые важные открытия происходят на сыке наук - физики, математики, химии, биологии, медицины. Да и сами понятия фундаментальной науки и практической стали более размытыми, одновременно изменилось соотношение фундаментальной науки и ее практических приложений. Резко сократилась дистанция между теоретическими исследованиями и практической реализацией научных открытий. Человечество вступило в эпоху научно-технической революции, охватывающей все области естественных и гуманитарных наук, техники, сельского хозяйства, медицины.

Так, например, началось построение молекулярной биологии - нового объединения физики, химии и биологии, раскрывающего физическую и химическую сущность основных явлений жизни. Построение универсальных областей знания, таких, как кибернетика и теория информации.

Безусловно, практическое использование фундаментальных законов для развития технологии или получения новых материалов непременно предполагает специальные разработки, на их основе - инженерное проектирование и т. д. И от «идеи» до «действующей модели» может быть пройден большой путь. Однако нередко случалось, что именно потребности прикладного характера становились толчком для развития новых фундаментальных исследований.

Ученые взаимодействуют с государством или государство и наука развиваются сами по себе? В нашей республике есть примеры взаимодействия науки и власти?

- Безусловно, такой прецедент есть. Нашей республике повезло, ведь во многом именно реальная поддержка и внимание к проблемам ученых со стороны руководства Татарстана на протяжении последних десятилетий помогли преодолеть то сложное положение, в котором находилась наука. Совместными усилиями мы с честью вышли из кризиса начала 90-х годов и устояли во время дефолта 1998 года.

Думаю, что именно поэтому Татарстан стал одним из первых регионов России, вставшим на путь инновационного развития. А политика, которую проводит руководство Татарстана в области науки, планомерно ведет к тому, что регион становится привлекательным для бизнеса и экономики, создаются комфортные условия для развития инновационной среды.

Внедрение научных разработок в промышленность - как это происходит сегодня? В них заинтересованы предприниматели, государство? Или это сами ученые стремятся их внедрить в жизнь? Становятся менеджерами?

- Развитие инновационных технологий и их дальнейшая коммерциализация - одна из важнейших задач современной экономики.

Опишу, как это происходит в нашем случае.

Тематика работ Казанского научного центра Российской академии наук (КазНЦ РАН), представляющего сегодня собой крупный комплекс академических институтов, широко известных своими научными школами в области химии, физики, биологии, физиологии, энергетики, механики, ориентирована на проведение как фундаментальных исследований, так и на практическое использование результатов этих исследований для решения проблем региона и страны. На протяжении более 65 лет Центр является важным звеном академической науки России и Татарстана, ежегодно подтверждая свой высокий научный статус.

Инновационные разработки базируются именно на результатах фундаментальных исследований. Так, по результатам фундаментальных исследований, выполненных учеными Центра, изготовлены и переданы в ряд республиканских клиник медицинские томографы нового поколения. Открыты новые соединения липидной природы, получены новые данные о молекулярных механизмах передачи информации в нервной системе. Ведется поиск альтернативных источников энергии. Фундаментальные исследования в области органической, элементоорганической и супрамолекулярной химии позволили создать препараты для медицины, ветеринарии, сельского хозяйства, специальные добавки в строительные материалы, реагенты для нефтехимической и других отраслей промышленности.

Сегодня в КазНЦ РАН созданы все условия для успешного проведения научных исследований на мировом уровне: уникальная экспериментальная и приборная база, информационные и вычислительные мощности, высококвалифицированные кадры, активная научно-образовательная деятельность, ведущаяся на базовых кафедрах, в научно-образовательных и учебно-научных центрах, созданных совместно с ведущими университетами Казани.

Однако, чтобы коммерциализовать продукт или технологию, надо построить инфраструктуру. Для этих целей в республике созданы и венчурный фонд, который финансирует многие разработки, и технопарк «Идея», и другие институты инновационного развития. Проводится конкурс «50 лучших инновационных идей РТ», позволяющий выявить наиболее интересные проекты.

Например, пять лет назад в ИОФХ возникла идея создания бесхлорной технологии получения хлорпарафинов. Данная технология, созданная совместно с ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», базируется на электрохимическом методе, позволяя отказаться от хлорирования альфа-олефинов чистым хлором, заменив его поваренной солью. Хлор - яд, удушающий газ, а натрий хлор - безвредное вещество, используемое в пище. Такая замена позволяет сделать процесс экологически чистым, энергосберегающим и минимизирует отходы. Идея получила диплом этого конкурса, и за последующие годы при поддержке инвестиционно-венчурного фонда РТ и Фонда Бортника мы прошли все этапы - Старт-1, Старт-2, создали малое инновационное предприятие ООО «Олефин». Сегодня эта разработка доведена до коммерческой стадии, и в ее приобретении очень заинтересован Китай. То есть за пять лет мы прошли путь от идеи до процесса, который готовы купить иностранные компании. Но это было очень не просто!

Таким образом, как видите, работу по внедрению ведут все стороны. Естественно, ученому приходится быть и менеджером по внедрению, создателем новых экономических структур. И чем выше поднимается исследователь в научной иерархии, тем больше у него такой работы и такого опыта.

Вы возглавляете Институт органической и физической химии. Расскажите, пожалуйста, о связях института с промышленностью и бизнесом?

- ИОФХ - один из крупнейших исследовательских центров химического профиля Российской академии наук в Поволжье. Основное направление работ института - химия фосфора, его органических и элементоорганических соединений, при этом в последние годы в институте сформировались и успешно развиваются новые направления, находящиеся в русле развития современной мировой химической науки: супрамолекулярная химия, металлоорганическая и координационная химия, химия гетероциклических соединений. Это наш бренд.

К новым направлениям научной деятельности института относятся также исследования, направленные на создание технологий извлечения практически полезных продуктов из растительного сырья. Поскольку ИОФХ находится в Казани - столице нефтедобывающей Республики Татарстан, то понятно, что геохимия, химия и переработка нефти и битумов также являются важнейшими научными направлениями нашей работы.

В числе наиболее значимых инновационных разработок института Арбузова - лекарственные препараты против рака, туберкулеза, для лечения ВИЧ, стимулятор роста растений, вещества и готовые продукты для строительства, ветеринарии, пищевой промышленности.

Ведутся исследования по созданию материалов для дешевых и гибких органических солнечных батарей. Идет поиск способов очистки попутно добываемого нефтяного газа от сероводорода в промысловых условиях. Создаются покрытия и реагенты для защиты нефтяного оборудования.

Многие проекты начали требовать отдельной практической работы. Появилась необходимость открыть предприятия со своей структурой. После создания нового фосфорсодержащего комплексообразующего реагента АФК для повышения нефтеотдачи было создано малое предприятие в рамках федерального закона №127, где ИОФХ стал соучредителем.

Кроме того, за последние пять лет институт Арбузова создал шесть малых инновационных компаний, приобретая, таким образом, опыт коммерциализации своих разработок.

Где-то в Интернете проскочила информация, что в числе ваших научных интересов присутствует «модная» нанотехнология. Насколько это направление в современной науке и практике перспективно? Не является ли само понятие «нанотехнология» мифом? В чем ее выгоды, а в чем - наша слишком чрезмерная надежда на «кнопку с надписью «Чудо»?

- Давайте уточним. Нанотехнологии - это способы создания наноразмерных структур (размер их колеблется от 1 до 100 нм, т. е. от одной крупной молекулы до ансамблей из десятков молекул), которые придают материалам и устройствам полезные, а иногда просто необыкновенные свойства. Наиболее заметные результаты нанотехнологий видны в электронной промышленности - при создании микрочипов, миниатюризации интегральных схем. Многие виды нанопродукции уже сегодня достаточно широко представлены в торговой сети аптек и магазинов.

Так какое же это «чудо»? Просто наука не стоит на месте, и вот на смену огромным ЭВМ пришли миниатюрные ПК с мощными процессорами, а вместо громоздких телевизоров - плоские жидкокристаллические экраны.

Химиков привлекают, прежде всего, исследования по созданию наноматериалов для разного рода молекулярных устройств: наноразмерных сенсоров, молекулярных контейнеров, «умных материалов» на основе крупных молекул и их ансамблей. Существуют два базовых способа получения наноматериалов: путем измельчения и путем построения молекулярных ансамблей или выращивания кристаллов. В институте Арбузова практикуется второй подход.

В отделе биологически активных препаратов занимаются исследованием точечной доставки лекарств: нанотехнология позволяет поместить частицу лекарства в нанокапсулу и точно нацелить на пораженную болезнью клетку, не повредив соседние.

Мощная приборная база в центре коллективного пользования позволяет изучать структуру и свойства синтезированных в институте наноразмерных веществ, проводить их диагностику.

В отделе супрамолекулярной химии ИОФХ под руководством академика А.И. Коновалова на основании подхода самосборки молекулярных ансамблей конструируются новые химические наноразмерные сенсоры, катализаторы и контейнеры. Недавно было открыто неизвестное ранее явление. Суть его заключается в образовании в высокоразбавленных водных растворах наноразмерных молекулярных ансамблей - «нано-ассоциатов», что сообщает растворам физико-химические и, что особенно важно, биологические свойства, то есть делает возможным действие лекарственных препаратов в ультранизких дозах.

Результаты исследований в области нанотехнологий и наноматериалов, проведенных мной и моими коллегами, не раз были представлены на специализированных выставках, докладывались на российских и международных конференциях.

Но должен сказать, что для понимания фундаментальных основ возникновения необычных свойств наноматериалов требуется координация работ в области физики, химии, биологии и медицины. Новые задачи могут быть решены только в ходе междисциплинарных исследований.

Сейчас в ученых «числятся» все, кто защитил диссертации. Это правильно? Гуляют слухи, что их пишут за деньги другие люди, что научные степени получают не ученые, а чиновники от науки для большей авторитетности, для получения новой должности и т. д. Насколько такие слухи соответствуют реальности? Оправдывает ли себя современная система подготовки и оценки ученых? Как она может меняться?

- В моем окружении таких псевдоученых нет. Напротив, все те, с кем мне приходится в этой жизни пересекаться, - исключительно образованные люди, как правило, с ярко выраженной индивидуальностью и высокой духовностью.

У каждого настоящего ученого в мире есть свое имя, и круг «посвященных», работающих в одной с ним области или смежных областях, как правило, хорошо знаком с его работами по представленным в печати публикациям. Повторяю, если это настоящий ученый. А все эти покупные «знаки отличия» - так несерьезно, и обмануть они вряд ли кого смогут.

К сожалению, на смену нашему исконно российскому менталитету бескорыстия приходят торговые отношения «купи-продай». Очень надеюсь, что ненадолго. Тут ведь есть важный момент: ни заниматься наукой, ни находиться в научной среде псевдоученые не могут. Они получают свои звания для других, чаще всего политических или административных целей. И если смотреть дальше, то ученое сообщество всегда было и достаточно свободно, и предельно демократично. Поэтому есть шанс, что оно отторгнет таких деятелей самостоятельно.

До недавних пор существовала проблема «утечки мозгов». Существует ли она сейчас?

- Действительно, отток высококвалифицированных специалистов (особенно массовый в 90-е годы) стал почти национальной катастрофой. Не берусь осуждать тех, кто уехал - у каждого были, вероятно, на это свои веские причины. О себе могу сказать, что докторскую диссертацию я защитил в 1990 году, в 1997-м получил звание члена-корреспондента Российской академии наук, в 2006-м стал действительным членом (академиком) РАН. Таким образом, передо мной вопрос выбора никогда не стоял. Я всегда хотел жить и работать ЗДЕСЬ! Отец когда-то говорил мне: «Где родился, там и сгодился…» Наверное, слова из далекого детства навсегда остались в голове как программа: быть полезным и сделать все максимально возможное для своей Родины. Простите, если покажусь высокопарным. И потом, мне очень повезло: в моей жизни были такие прекрасные учителя - выдающиеся химики и настоящие ученые член-корреспондент РАН Аркадий Николаевич Пудовик и профессор Эльвира Салиховна Батыева. Были и другие, которые помогали, учили не только идти к научным вершинам, но и показывали дорогу жизни.

Сейчас наблюдается снижение оттока научных кадров из страны. Но обусловлено оно не отсутствием спроса на «мозги», а резким ухудшением качества образования после развала СССР. Американцы без вопросов брали специалистов из СССР, но не хотят брать «поколение ЕГЭ».

Вы были ученым и при советской власти, являетесь им и теперь? Какая система была удобнее для развития науки вообще и для внедрения в промышленность ее результатов?

- Действительно, вопреки часто звучащим в российской и западной экономической литературе и публицистике утверждениям о нежизнеспособности командной экономики сегодня можно признать, что СССР имел высокоразвитый промышленный комплекс, базирующийся на высоких научных достижениях. Подлинным расцветом советской промышленности стали 1950-е годы.

При этом СССР входил в тройку стран, наиболее преуспевающих в области образования. А сегодня мы имеем достаточно плачевную ситуацию в образовании - кузнице будущих научных кадров. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, насколько снизилось в стране качество образования в целом. По данным доклада ООН о развитии человеческого потенциала, Россия по индексу образования оказалась на 54-м месте. За год почти вдвое увеличилось число школьников, не получивших аттестаты. На вступительных экзаменах выпускники на вопрос: «Кто автор романа «Евгений Онегин»?» - отвечают: «Лев Толстой» и т. д.

Чтобы иметь высокоразвитую, связанную с наукой промышленность, нужно не только сохранять потенциал, но и иметь перспективы для развития. Вы уже сказали, что раньше наша наука была одной из самых передовых в мире. Что происходит теперь: мы теряем потенциал, сохраняем его или все-таки развиваем?

- Вне всяких сомнений, что цепочки «школьник - студент - аспирант-ученый» и «образование - наука - индустрия - цивилизация» связаны самым непосредственным образом. Образование народа - одно из главных условий его вхождения в новую стадию развития цивилизации. Без качественного образования у России не будет высококвалифицированных специалистов, а сама страна окончательно потеряет шанс догнать по уровню экономического и технологического развития страны Запада. И тогда Россия может окончательно превратиться в сырьевой придаток развитых стран.

Думаю, что основная причина такого образовательного упадка - существенный недостаток финансирования сферы образования в течение девяностых годов прошлого столетия и в начале двухтысячных. В последнее время, правда, насколько мне известно, отмечается некоторое улучшение ситуации, однако, кроме недофинансирования образовательной системы, также играют свою роль устаревшие модели управления учебным процессом и нехватка в системе образования современных кадров, в том числе управленческих.

Радует то, что, несмотря на многочисленные проблемы, у нас много талантливой молодежи, которая, я надеюсь, обеспечит будущее науки как России, так и Татарстана. Казанский научный центр старается принимать самое активное участие в подготовке будущих научных кадров как на школьном, так и на вузовском уровне. Ученые КазНЦ читают лекции и ведут семинары по дисциплинам, соответствующим их профилю, в школах, гимназиях, привлекают школьников к научной работе, работают с победителями олимпиад, ведут Интернет-уроки, в том числе и на английском языке, работают в школе №177, в академическом лицее им. Н.И. Лобачевского и лицее при КФУ. Институты Казанского научного центра тесно сотрудничают с ведущими вузами Татарстана: Поволжским федеральным университетом, Национальным исследовательским технологическим университетом, Национальным исследовательским техническим университетом (КГТУ) им. А.Н. Туполева.

В каком-то интервью я уже говорил, что подготовка высококлассных специалистов мирового уровня требует кооперации академической науки и высшей школы с первых курсов. Вот по линии такой интеграции образования, науки, управления нам и предстоит пройти, чтобы отечественная наука сохранила свое высокое место в мире и, самое главное, обеспечила инновационное развитие России.