"О МНОГИХ НАШИХ ПРОЕКТАХ ВРАГИ ДО СИХ ПОР МОГУТ ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ"
20.07.2014
Источник: Expert Online,
Ирик Имамутдинов
АКАДЕМИК САРКИСОВ СЧИТАЕТ, ЧТО НАША СТРАНА ПО-ПРЕЖНЕМУ ЕДИНОЛИЧНО ВЛАДЕЕТ МНОГИМИ ПРИОРИТЕТНЫМИ РАЗРАБОТКАМИ В СФЕРЕ ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Академик РАН Ашот Саркисов — личность в Военно-морском
флоте легендарная, с его именем связана практически вся история развития
советских морских ядерных сил. Уже в 1959 году — а первая ядерная установка на
советской атомной подлодке (АПЛ) заработала лишь годом ранее — он организовал и
возглавил в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище (СВВМИУ)
первую в системе учебных заведений страны кафедру ядерных реакторов и парогенераторов
подводных лодок. С 1971-го по 1983 год Саркисов служил начальником училища, которое
во многом благодаря его компетенции и энергичности стало основной базой
подготовки инженеров для атомного подводного флота, выпустив за все время
работы Саркисова более 10 тыс. военных специалистов. В последние годы службы, в
1980-е, контр-адмирал Саркисов руководил Научно-техническим комитетом
Военно-морского флота. В прямом смысле тесная работа подводников вблизи атомных
реакторов предопределила сферу научных интересов академика — его основные труды
относятся к надежности и безопасности функционирования ядерных энергетических
установок (ЯЭУ). По признанию коллег Саркисова, его работы имеют огромное
практическое значение в решении проблем обеспечения безопасности атомной
техники на всех этапах ее жизненного цикла «эксплуатация—вывод—утилизация».
Ашот Саркисов работал в Институте высоких температур АН СССР, заведовал отделом
общих проблем энергетики Института проблем безопасного развития атомной
энергетики (ИБРАЭ) РАН. В течение многих лет он руководил экспертным советом
международной программы по радиоактивным отходам, а также совместным Комитетом
РАН и Национальной академии наук США по проблемам нераспространения ядерного
оружия. Всего ученым опубликовано более 200 научных трудов, в том числе
считающаяся революционной работа по нестационарным и аварийным режимам работы
корабельных ЯЭУ; он автор 17 изобретений. Сейчас Саркисов продолжает трудиться
в ИБРАЭ РАН над самым беспокоящим человечество аспектом атомной энергетики —
повышением ее безопасности. Уже в новом веке он возглавлял исследования по
радиоэкологической реабилитации Арктики. В этом году Ашот Саркисов вместе со
своим шведским коллегой доктором Ларсом Ларссоном был удостоен энергетической
«нобелевки» — премии «Глобальная энергия» «за выдающийся вклад в повышение
безопасности атомной энергетики и вывода из эксплуатации ядерных объектов».
— Вы
закончили дизельное отделение Высшего военно-морского инженерного училища имени
Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде и одновременно — механико-математический факультет
Ленинградского государственного университета. Защитили диссертацию по теории
нелинейных колебаний, создавая надежные методы расчета колебаний коленчатых
валов корабельных двигателей внутреннего сгорания. Как получилось, что вы стали
заниматься ядерными установками?
— Гениальный конструктор ядерных реакторов Николай
Антонович Доллежаль сначала работал «простым» инженером-меха-ником, затем до
подключения к атомному проекту руководил Институтом химического машиностроения,
который он превратил в важнейший центр по созданию ядерных реакторов —
знаменитый НИИ-8, теперь НИКИЭТ. Именно в НИИхиммаше в 1952 году были сделаны
первые проработки ядерной установки для нашей первой атомной подлодки, а Доллежаль
назначен главным конструктором по разработке ядерных энергетических установок.
Тогда многим пришлось менять, как бы теперь сказали, профиль работы. Я вам
расскажу, это очень интересно: была книга, которая сыграла в моей судьбе
совершенно особую роль. Шел 1946-й, всего год назад я вернулся из Заполярья,
где воевал, в Ленинград, в знаменитую Дзержинку, где учился еще до войны. Имея
большую жажду к знаниям, одновременно поступил в экстернат Ленинградского
университета, сдав экзамены по математике, физике и другим предметам. После
очередного сидения за книгами, устав, вышел на Невский проспект, тем более что
наше училище располагалось рядом, в здании Главного адмиралтейства. Захожу в
любимый Дом книги, и вдруг обнаруживаю там синюю книгу в мягком переплете —
«Атомная энергия для военных целей». Автором ее был неизвестный мне Г. Д. Смит.
А тогда про атомную энергию вообще ничего не было известно. Купил эту книжку,
принес домой, и уже к полуночи прочел ее полностью.
— Ее
содержание уже тогда было вам понятно?
— Она написана просто блестяще! По-моему, она
предназначалась для неспециалистов, государственных людей, для руководства США,
чтобы они имели представление об основных принципах создания атомного оружия и
атомной энергетики. Книжка представляла собой введение в ядерную энергетику,
краткую энциклопедию этой области знаний. Прошло почти семьдесят лет, и сейчас,
просматривая ее, я не нахожу каких-либо научных ошибок или неточностей.—
Удивительно, как американцы ее пропустили.— Посмотрите, это издание
Трансжелдориздата, которое, конечно же, никакого отношения к атомной энергии не
имело вообще. У меня впечатление, что это добытая нашими разведчиками книга и
каким-то левым путем у нас изданная. Официальной версии истории ее появления в
открытых изданиях я не нашел. Потом старался уже ничего не упускать из
опубликованного по ядерной тематике и собрал довольно большую библиотеку.
— Я читал
ваши воспоминания, и мне показались курьезными некоторые моменты, связанные с
историей создания атомного отделения в Севастопольском училище, куда вас
направили после защиты диссертации.
— Начало было вообще анекдотическим. Отобрали двух
специалистов: меня, молодого тогда еще офицера, кандидата наук, причем я
кандидатскую защищал, как вы заметили, совсем в другой области, по механике, и
Василия Сергеевича Алешина, дизелиста. Вызвали и в присутствии представителей
спецорганов сказали, что есть решение в Севастопольском училище начать
подготовку кадров для атомных подводных лодок. Мы, естественно, спросили: для каких
подводных лодок? Нам сказали, что заложена атомная подводная лодка, которая
должна к концу пятидесятых годов быть спущена на воду, и нужно уже готовить
кадры. В Обнинск, где готовились экипажи для первой АПЛ, нас, естественно, не
пустили. Я говорю: «А как их готовить? Давайте соответствующую литературу».
Сказали: «Нет, никакой литературы мы вам не дадим, но пришлем двух специалистов,
которые зачислены в состав экипажа первой АПЛ и сейчас работают в Обнинске, они
вам помогут». Фамилия одного была Бархоткин, а второго — Тимофеев, он потом
стал Героем Советского Союза (Рюрик Александрович Тимофеев, командир электромеханической
боевой части АПЛ К-3, первой дошедшей до Северного полюса. — «Эксперт»). Приехали,
оба в одинаковых шляпах и длинных плащах, словно близнецы; видимо, они получили
предварительную инструкцию ничего конкретного нам не говорить. В итоге не
удалось выудить из них информацию даже о типе ядерного реактора, хотя исходя из
общих соображений мне было ясно — я же по литературе уже представлял, что такое
реактор, основы ядерной физики знал неплохо, — что это, скорее всего,
водо-водяной реактор: либо кипящий, либо с водой под давлением. Ничего не
оставалось, как углубиться в открытые теоретические монографии, которые были
посвящены этому вопросу, и осваивать теорию ядерных реакторов безотносительно к
их конструкции.
— Разве
тогда много открытой литературы на эту тему было?
— Работы в этом направлении велись и у нас, и у них в
обстановке чрезвычайной секретности. Но по теории реакторов к 1956 году все же
было издано несколько книг, в основном переводных. Вот, видите, к примеру, эта
— замечательный фундаментальный курс американцев С. Глесстона и
М. Эдлунда «Основы теории ядерных реакторов», издано в
1954 году. Какие-то данные, очень схематичные, о конструкции ядерных реакторов
содержались и в докладах Первой Женевской конференции по мирному использованию
атомной энергии 1955 года. Я все это изучил и положил в основу курса лекций по
теории реактора. Правда, после пуска нашей первой АПЛ в 1958 году ситуация
изменилась, мы уже могли использовать в учебном процессе проектную документацию
институтов и КБ разработчиков. Потом для совершенствования практической
подготовки нас стали направлять на стажировку в учебный центр ВМФ в Обнинске,
на сами подводные лодки. Но «супостата» продолжали запутывать. Доходило до смешного.
Я как-то приехал в Москву в НИИ-8, которым руководил Доллежаль, сидел там в
отдельной охраняемой комнате, и мне было забавно видеть, что и в секретных
документах для внутреннего пользования все равно что-то пытались маскировать.
Реактор называли кристаллизатором, нейтрон — нулевой точкой, а уран — свинцом.
И этот птичий язык был по всему тексту отчета. Вот так начиналась
широкомасштабная подготовка специалистов для атомного подводного флота, а я
возглавил в Севастопольском училище первую кафедру ядерных реакторов и парогенераторов.
— Тема
ядерной безопасности возникла в вашей педагогической и научной деятельности
сразу же?
— Естественно, мои научные интересы и интересы моих
коллег были сосредоточены главным образом на решении проблем обеспечения
надежности функционирования и безопасности корабельных ЯЭУ. Ядерная энергетика
и безопасность — эти два понятия оказались тесно сцепленными с самого момента
возникновения ядерных технологий, потому что ядерная энергетика возникла как
побочный продукт создания атомного оружия и, разумеется, все психологически
воспринимали ядерную энергетику как нечто опасное. Очевидны в ней и объективные
факторы риска. А для корабельных установок эта проблема особенно важна,
поскольку атомные подводные лодки находятся в большом удалении от баз
обслуживания, и если что-то, не дай бог, случится, там аварийной партии рядом
под рукой точно не окажется, а личному составу просто некуда скрыться. Мне было
понятно, что для оценки безопасности и для выработки обоснованных рекомендаций
по ее повышению нужно уметь моделировать переходные процессы работы ядерной
энергетической установки, то есть уметь строить грамотные и достоверные
математические модели, которые бы описывали все режимы, происходящие в этом
сложном энергетическом комплексе: и теплофизические, и гидродинамические, и все
другие. Эти процессы особенно важны для изучения, потому что они позволяют
определить уровни фактической безопасности, которой обладает конкретная
установка, выявить слабые места и наметить те конструктивные технологические
меры, которые должны быть приняты для обеспечения требуемого уровня
безопасности. Отсюда и необходимость науки.
— Ваши
работы в дальнейшем влияли на то, что было связано с улучшением конструкции реактора,
систем управления?
— Конечно. Мы так рьяно взялись за новое дело, что уже
к 1964 году я подготовил монографию «Динамика ядерных энергетических установок
подводных лодок». После нее я написал очень много всяких статей и учебников, но
эта работа мне особенно дорога. Естественно, она была секретной и
предназначалась только для специалистов закрытых организаций. Описанные в книге
математические модели учитывали нейтронно-физические, тепловые, гидродинамические
и механические процессы, определяющие динамику установки в целом. Были книги
американские, например Шульца, которая была посвящена переходному процессу
только по нейтронам, а комплекс всей энергетической установки в таких
переходных аварийных режимах в литературе к тому времени еще не описывался. В
моей книге сделана была, пожалуй, первая в мире попытка рассмотреть
нестационарные процессы целого комплекса: ядерный реактор, ядерная
энергетическая установка в целом, турбозубчатый агрегат, гребной винт и корпус
корабля — весь этот комплекс здесь рассматривался как единая динамическая
система.
— А что,
гребной винт как-то влияет на работу ядерного реактора?
— А как же! Все это единая динамическая система, одно
влияет на другое, там обратные связи. Потом, конечно, я понял, что многие
модельные вещи, которые я записал тогда исходя из чисто теоретических
соображений, были недостаточно обоснованны и достоверны, мне нужно было бы
более детальную картину получить, опираясь на надежные экспериментальные данные.
С одной стороны, с этой целью мы и создали реактор. С другой стороны, для
изучения теплофизических и гидродинамических процессов выстроили целый комплекс
стендов для изучения всевозможных аварийных режимов.
— В
Севастопольском училище ведь очень рано заработал свой исследовательский реактор
(ИР). Как вам удалось его заполучить?
— О, в то время это был абсолютно авантюристический
шаг! Представьте: построить реактор, да еще в Крыму, в курортной зоне. В то
время из пятнадцати союзных республик только в трех работали реакторы — кроме
России, еще на Украине и в Узбекистане. Я тогда был молод и не представлял,
насколько тяжелая задача «пробить» такой реактор. Я шел напролом, всех убеждал,
и мой учитель академик Анатолий Петрович Александров сильно помогал — он с самого
начала работ в начале пятидесятых был назначен руководителем проекта по
созданию первой ядерной установки для АПЛ. Я дошел до главкома ВМФ Сергея
Георгиевича Горшкова — тот вначале вообще считал, что в училище можно обойтись
и тренажерами. Я в запальчивости чуть ли не нагрубил ему, сказав, что обучать
инженера-ядер-щика на тренажере примерно то же, что ветеринара — на макете
коровы из папье-маше. Николай Анатольевич Доллежаль, мы с ним тогда впервые
познакомились, очень много сделал. Мы все преодолели, и в результате
научно-исследовательский реактор ИР-100 — водо-водяной на тепловых нейтронах —
был запущен у нас в училище в 1967-м, даже немного раньше, чем похожий — в
МИФИ. Позже мы его модернизировали, довели до большей мощности. Нам нужны были
более высокие нейтронные потоки, поскольку эксперименты этого требовали. У
реактора, конечно, были колоссальные возможности: девять вертикальных и три горизонтальных
канала с мощными пучками гамма-квантов и нейтронов, выдвижная камера, трехступенчатый
короб для помещения исследуемых образцов: первая ступенька — маленького объема,
вторая чуть побольше, а в третью ступеньку можно было при необходимости барана
поместить и изучать радиобиологические эффекты, связанные с воздействием
радиации на живой организм. Кроме ИРа в лабораториях училища работал еще целый
ряд других совершенно уникальных установок.
— Читал, что
у вас в училище была даже рабочая модель реакторного блока лодки.
— Не совсем так. Речь идет о так называемом
энергетическом борте, на настоящей лодке их два, в АПЛ 670-го проекта (серия
«Скат»; предназначалась для борьбы с авианосцами противника. — «Эксперт»). Это
огромный корпус, внутри которого было расположено все энергетическое оборудование,
как раз за исключением реактора. Вместо него была установлена водогрейная
камера, которая вырабатывала пар с теми же самыми параметрами, что и ядерный
реактор. Таким образом, мы имели, с одной стороны, действующий исследовательский
ядерный реактор, с другой стороны, всю энергетическую установку АПЛ — не только
первый, второй, третий и четвертый контуры, но и все электрооборудование, все
системы, обеспечивающие живучесть и безопасность этого сложного энергетического
комплекса. Нам удалось так организовать работу, что учебный процесс и научные
исследования оказались тесно связанными, одно подкрепляло и обогащало другое.
— Насколько
серьезной могла быть наука пусть и в инженерном, но все же военном училище?
— Судите сами по темам, которые велись в наших
лабораториях. Мы, к примеру, исследовали методы математического моделирования
переходных процессов в ЯЭУ, проводили экспериментальные исследования тепловых и
гидравлических процессов при разгерметизации первого контура ЯЭУ. Разрабатывали
в качестве резервного источника электроснабжения встроенные в активную зону
реактора термоэлектрические генераторы. Результаты этих экспериментальных
исследований не только использовались для разработки математических моделей, но
и внесли существенный вклад в повышение безопасности корабельных ЯЭУ. Вот вы
спросили, как влияла наша научная работа на развитие техники. Приведу такой
пример. Вы знаете, что на флоте использовали как основной реактор с водой под
давлением — он стоял более чем на 230 из 248 АПЛ, построенных в стране, было
спущено на воду и больше десятка лодок с жидкометаллическим теплоносителем. Но
для ВМФ предполагался и третий тип реакторов — кипящих, которыми хотели
оснастить дизельные подводные лодки. Снизу подвесить капсулу, в этой капсуле
поместить кипящий реактор небольшой мощности, специально для обеспечения длительного
пребывания под водой. Аккумуляторная батарея, как вы знаете, ограничивает пребывание
лодки под водой, а здесь можно в течение длительного времени осуществлять
небольшой ход под водой, используя реактор. Так вот, этот реактор не пошел в
дело, и одной из причин были исследования, которые проводились у нас в училище
в первой половине семидесятых. Мы исследовали поведение активных зон при мощных
ударных воздействиях. Эта тема возникла вот почему: поскольку все понимали, что
будущая война будет войной ядерной, техника должна быть достаточно стойкой к
воздействию ударной волны атомного взрыва. И перед проектировщиками лодок
поставили задачу: ЯЭУ должна выдерживать нагрузку в 35 земных ускорений — 35g.
— А люди
выдержали бы такую перегрузку?
— Мы говорим о стойкости техники. Корпус вполне мог
выдержать, а вот что будет с реактором, как он поведет себя в таких случаях,
было непонятно. Выяснением этого мы как раз и занялись. Создали стенд,
помещавшийся на падающей платформе, которую мы сами же и спроектировали;
изготовили ее в ленинградском ЦКТИ им. Ползунова. На этой платформе была
смонтирована вся теплофизическая установка. Ее сбрасывали с высоты 15 метров, и
при торможении возникали эти самые ускорения. И тогда выяснилось, что при
определенных величинах ударной волны происходит схлопывание паровых пузырьков,
а эти реакторы обладают так называемым положительным эффектом паровой
реактивности, при схлопывании пузырьков интенсивность замедления нейтронов
увеличивается и растет реактивность, то есть может начаться неуправляемый
процесс. Таким образом, в рамках исследования поведения двухфазной среды при
мощных внешних ударных воздействиях была решена и практическая задача. В
результате от идеи использования на флоте кипящего реактора пришлось отказаться.
— Вероятно,
результаты ваших работ можно было масштабировать и на энергетические водяные
реакторы?
— Да, наверное. Но так у нас вышло, что тогда эти два
направления — военное и мирное — развивались совершенно автономно. Хотя кое-что
из наших достижений в ядерной энергетике пригодилось. Знание поведения
реакторной установки в тех или иных аварийных ситуациях важно не только для ее
безопасной эксплуатации, но и для создания тренажеров для обучения управления
ЯЭУ в различных режимах. Роль тренажеров ведь не ограничивается только
подготовкой эксплуатационного персонала. Тренажер позволяет изучать,
исследовать многие аварийные процессы, вникать в их узкие места, в
потенциальные опасности, которые требуют особо внимательного отношения и умения
как-то их разрешать. Первые тренажеры создавались именно в интересах ВМФ на
основе математических моделей, в разработке которых принимал участие и ваш
покорный слуга. Когда в 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, я был
далек от стационарной атомной энергетики, но мне были понятны причины этой
катастрофы по тому, что о ней писали, по докладам Легасова (академик Валерий
Легасов, известный ученый, член правительственной комиссии по расследованию
причин аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидации ее последствий. — «Эксперт»),
по беседам с коллегами. И я решил обобщить свое понимание ее итогов и уроков. В
мае 1987 года я написал статью для самой авторитетной тогда газеты «Правда». В
«Правде» инициативные статьи не принимались, но главный редактор Фролов написал
на ней резолюцию завотделом науки Кузнецову: «Статья пришла самотеком, прошу
рассмотреть и доложить». Тому материал показался актуальным, и буквально на
следующий день статью «Техника без опасности» опубликовали. В ней, в частности,
особо была выделена проблема необходимости создания тренажеров для атомных
электростанций. В то время ни на одной атомной электростанции тренажеров еще не
было ни у нас, ни на Западе. Надеюсь, эта публикация послужила неким таким толчком,
и тренажеры для АЭС начали создаваться в срочном порядке.
— Кажется,
примерно тогда же в журнале «Коммунист» вышла статья академика Легасова о
вопросах безопасного развития техносферы.
— На проблему техногенной опасности как на проблему
глобального характера, связанную с техническим прогрессом, у нас открыто первым
обратил внимание именно Валерий Алексеевич. Он в некотором смысле является
идейным отцом создания Института проблем безопасного развития атомной
энергетики, хотя задумывал его, и я тут с ним полностью согласен, по-другому, —
как институт техногенной безопасности. Но в постановлении ЦК КПСС и
правительства речь шла о создании именно Института проблем безопасности атомной
энергетики и предприятий химический промышленности. Затем, когда уже образовали
этот институт, его тематика сузилась до проблем безопасности атомной
энергетики. К сожалению, в России нет специализированного научного учреждения,
которое было бы ориентировано на изучение комплекса проблем техногенной безопасности.
— А как ваш
институт начал заниматься проблемой утилизации нашего атомного флота?
— Строго говоря, эта деятельность не укладывалась в
профиль деятельности ИБРАЭ, но в начале 90-х годов финансирования никакого не
было, и я чувствовал, что нужно найти такую тему, которая, с одной стороны,
была бы актуальной, а с другой — давала бы возможность институту заработать. В
это время со всей остротой как раз возникла проблема утилизации: у нас ведь 248
подводных лодок было построено, восемь атомных ледоколов, пять надводных
атомных кораблей, атомный лихтеровоз. Американцы же построили меньше 190 АПЛ.
Поскольку наши лодки строились в ударном порядке, то «залпом» подошли к тому моменту,
когда их надо было выводить из эксплуатации, к чему ни наша промышленность, ни
страна вообще оказались не готовы. В силу того, что я во второй половине 80-х
служил председателем Научно-тех-нического комитета ВМФ, то с этой проблемой был
знаком и даже принимал участие в решении некоторых принципиальных вопросов,
связанных с тем, как обращаться с отработавшими реакторными отсеками. Так, первоначально
предполагалось располагать их в штольнях, в циклопических просто сооружениях, построенных
в свое время для защиты тех же АПЛ на Дальнем Востоке и на Севере. Я был
категорически против.
— Почему,
кстати? Ведь они спокойно выдерживают прямое попадание ядерного заряда. Из-за
влажности? Американцы хранят такие отсеки, кажется, где-то открыто в пустыне.
— Во-первых, для длительного хранения там
действительно слишком влажно; во-вторых, уровень нижнего основания штолен на
десять метров ниже уровня моря. Там стоит плотина, а если ее прорвет? От
начальника разведуправления ВМФ я еще в 80-х узнал, что американцы хранят реакторные
отсеки открытым способом в Хэнфорде, на пустынном востоке штата Вашингтон, — и
тогда еще подумал, насколько простое и правильное решение: там в год, по-моему,
три или четыре дождливых дня всего. Когда я посетил Хэнфорд по приглашению уже
в наше время, то с удивлением обнаружил свободно разгуливающего там индейца в
перьях — оказывается, земли под хранилище арендуются у индейской общины.
Радиоактивный фон нормальный, и предварительное время хранения определено
волевым порядком в 70 лет. Тамошние ответственные лица сказали мне, что после
этого срока отсеки будут стоять здесь по крайней мере еще столько же. Я инициировал
несколько международных конференций, посвященных проблемам утилизации атомных
подводных лодок, и в 2002 году на совещании «большой восьмерки» было принято
решение выделить России 10 миллиардов долларов на 10 лет для ликвидации
наследства холодной войны при условии создания обстоятельной серьезной
комплексной программы, в которой будут обозначены все задачи, цели, технологии
и так далее. Под моим руководством в ИБРАЭ выработали такую программу.
— Кажется,
там денег все же намного меньше было истрачено, чем 10 миллиардов долларов.
— Мы привлекли один миллиард 140 миллионов долларов от
иностранных партнеров, 760 миллионов — российские деньги. В результате
выполнения программы на сегодняшний день утилизировано 193 советских АПЛ из 201
выведенной из эксплуатации. Мы построили прекрасный центр сухого хранения в
губе Сайда под Мурманском, намного лучше американского. Сейчас там на
долговременном хранении стоят 62 блока реакторных отсеков. — Некоторые критики
говорят, что выполнение этой программы, контролируемой западными странами, по
сути, позволило нашим западным партнерам провести легальную разведработу,
собрать много данных о технологических наработках и устройстве наших кораблей.
— Я думаю вот что: еще задолго до начала масштабных работ по утилизации, когда
мы вдруг стали слишком уж открытыми, они уже имели возможности все посмотреть и
на самих лодках, и на базах, и на заводах наших. Безусловно, все это было. Был
разрешен и произошел массовый исход на Запад российских ученых, и некоторые из
них со спокойной совестью рассказывали там о вещах, о которых не должны были бы
рассказывать. Потом, я это знаю, на Западе потеряли интерес к этим
специалистам, и многие из них бесславно закончили свое существование. Поэтому
многие наши секреты, в том числе очень интересующей их лодки проекта 705
(проект «Альфа», серия АПЛ с реакторной установкой на быстрых нейтронах с
жидкометаллическим свинцово-висмутовым теплоносителем. — «Эксперт»), которые в
свое время представляли собой в Советском Союзе просто огромный инновационный
отраслевой скачок и о создании которых наши потенциальные враги до сих пор
могут только мечтать, стали им доступны. Особый интерес к утилизации этих лодок
проявляли французы. Да, произошла большая утечка сведений. Но, во-первых, знать
еще не значит суметь сделать, и тем же французам только для того, чтобы подойти
к строительству реакторов с жидкометаллическим теплоносителем, нужно еще лет
пятнадцать, да и то при условии национальной концентрации сил. И во-вторых, эту
утечку я не считаю критической, ведь она относится к уже прошедшему этапу развития
техники. А что касается новых перспективных разработок, их обязательно надо
продолжать вести, «без разрыва непрерывности», как сказали бы ядерщики,
сохраняя созданную советскими учеными фору. Ведь мы по-прежнему единолично
владеем технологиями в области быстрых реакторов — никто не пошел так далеко в
создании интегральной компоновки ядерной энергетической установки и обеспечении
естественной циркуляции теплоносителя, что делает такую ЯЭУ более надежной,
безопасной и эффективной.