http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b2514610-0e13-4c8e-9dbc-b9cbcac36abc&print=1
© 2024 Российская академия наук

ЭКСПЕРТЫ ОБСУДИЛИ В МУРМАНСКЕ ВОПРОСЫ НАЦБЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В АРКТИКЕ

01.06.2014

Источник: НИА Мурманск

О V Всероссийской морской научно-практической конференции «Национальные интересы России и экономика морских коммуникаций в Арктике»

Арктика уже давно вызывает большой интерес у различных государств мира, приковывая внимание как ученых, так и политиков. На днях в Мурманске прошла V Всероссийская морская научно-практическая конференция «Национальные интересы России и экономика морских коммуникаций в Арктике».

Ее организаторами стали Мурманский государственный технический университет и ФГУП «Атомфлот» совместно с институтами экономических проблем им. Г.П. Лузина, проблем промышленной экологии Севера и Мурманским морским биологическим институтом Кольского научного центра РАН. Делегаты собрались на борту музея-атомохода «Ленин».

Открывая конференцию, почетный полярник вице-адмирал Анатолий Шевченко зачитал поздравление от имени заместителя директора административного департамента правительства РФ, ответственного секретаря Морской коллегии Александра Леонидовича Балыбердина.

От имени главнокомандующего Военно-морского флота адмирала Виктора Чиркова участников конференции поприветствовал начальник штаба Северного флота, вице-адмирал Николай Анатольевич Евменов.

С приветственным словом также выступил исполняющий обязанности ректора МГТУ Сергей Агарков (на фото):

- Я думаю, что нет ни одного человека в этом зале, кто не понимал бы роль и значение Арктики для обеспечения геополитических и экономических интересов России. Арктический вектор является очень важным и для развития Мурманской области, так как именно Мурманская область с учетом ее географических и инфраструктурных факторов абсолютно справедливо претендует на статус стратегического центра развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В этом развитии вопросы национальной и экономической безопасности тесно связали в единый морской узел военно-морской и гражданский флот.

Поэтому мы выносим сегодня на обсуждение вопросы модернизации морского образования именно в векторе основных приоритетов национальной морской и арктической политики страны, которые особенно актуальны для нашего региона. Убежден, система профессионального образования для того чтобы стать эффективным механизмом кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей социально-экономического развития, должна быть глубоко интегрирована в государственные стратегии и программы развития.

Хочу всем пожелать плодотворной работы и надеюсь, что по результатам нашей конференции будут приняты очень важные и взвешенные решения, которые пойдут на пользу стране и Мурманской области.

Председатель президиума Южного научного центра РАН, директор Мурманского морского биологического института Геннадий Матишов отметил, что северянам следует готовиться к временному похолоданию в Арктике. Это обуславливается цикличностью климатических процессов.

- В условиях современной рыночной экономики нужно опираться на институты и университеты, их надо поддерживать в первую очередь, – сказал Геннадий Григорьевич. – Без инженерных кадров мы не освоим Арктику.

Кроме того, он подчеркнул необходимость развития международной кооперации для успешного освоения северных территорий и строительства инфраструктуры в полярных широтах.

- В России в большинстве своем отсутствуют современные технические средства для разведки и освоения шельфовых месторождений углеводородов. На самом деле, технологии существуют, но их на данный момент недостаточно. Если 20 лет назад большая часть углеводородов, в первую очередь газа, поставлялась по трубопроводам, то сейчас с помощью газовозов можно мобильно осуществить доставку сырья в любые точки мира. И этот фактор начинает сказываться на газовой индустрии нашей страны, – подчеркнул заместитель директора Института нефти и газа РАН, член-корреспондент Российской академии наук Василий Богоявленский.

Он напомнил, что в стране уже несколько лет успешно работает завод по сжижению природного газа, расположенный в южной части Сахалина. Более того, Богоявленский упомянул о проекте «Ямал СПГ», который в последнее время получил поддержку у государства.

- Мы анализируем ситуацию в мировой нефтегазовой отрасли не только с точки зрения геологии, но и с точки зрения транспортировки углеводородов, – сказал он. – При транспортировке происходят серьезные катастрофы. Мы можем анализировать статистику происшествий. Влияние человеческого фактора при этом колоссальное.

Кроме того, участники конференции выразили обеспокоенность тем, что наряду с Россией и другими арктическими государствами страны, удаленные от Арктики, проявляют повышенный интерес к этой части света.

- Темпы освоения Арктики пассивны. В среднем в год бурится где-то шесть скважин на арктическом шельфе всех пяти стран, выходящих к Северному Ледовитому океану, – продолжил Богоявленский. – Это смешная цифра, потому что на всем континентальном шельфе одной Норвегии бурится 65 скважин в год. Темпы освоения российской Арктики идут крайне медленно, природно-климатические условия накладывают ограничения. На российском шельфе впервые за треть века в прошлом и 2012 годах не было пробурено ни одной скважины.

Сегодня в разработке находятся девять месторождений на шельфе Аляски, одно – «Сневит» в Норвегии и два – на российском арктическом шельфе. Сейчас американцы, по словам Василия Богоявленского, заявили о строительстве газопровода рядом с Трансаляскинским трубопроводом. На юге Аляски будет построен завод по сжижению газа. По его мнению, это создает серьезные проблемы для российских планов по производству сжиженного природного газа.

В последние годы очень активно ведутся работы по освоению месторождений шельфа в норвежской части Баренцева моря, но освоение «Сневита» идет с большими проблемами. Так, Хаммерфест превратился в один из самых грязных городов Европы.

В ближайшее время прогнозируется рост нефтегазодобычи в районе Ямала, где строится порт Сабетта. При этом, как отметил Богоявленский, с точки зрения рентабельности и безопасности Бованенковский проект (Ямальский полуостров) лучше Штокмановского.

Говоря о нефтяной индустрии, делегаты конференции обозначили проблему нехватки в России современного бурового флота.

Заместитель председателя президиума Кольского научного центра РАН, директор института проблем промышленной экологии Севера Владимир Маслобоев рассказал об обеспечении экологической безопасности в полярных широтах.

- Северный морской путь – это основная артерия, которая позволит осваивать Артику, – сказал Владимир Алексеевич. – Она повернет вектор внешнеэкономических связей России в сторону Китая. Вывоз газа и нефти будет основным грузопотоком, и он будет нарастать.

И.о. ректора МГТУ Сергей Агарков представил доклад, в котором затронул вопросы модернизации морского образования. По озвученным в докладе данным, экономика Кольского Заполярья испытывает острый дефицит в инженерно-технических специалистах, в том числе морского профиля.

- В условиях Севера очень высокие требования к человеческому капиталу, а значит, высока его амортизация. Иначе говоря, северная (арктическая) экономика требует соответствующего, более высокого уровня знаний, технологий, инноваций, менеджмента адаптированных для экстремальных природно-климатических условий, которые очень быстро, если их не поддерживать и не обновлять, устаревают. Для поддержания необходимого качественного уровня человеческого (арктического) капитала и его капитализации необходима высококонкурентоспособная система непрерывного профессионального образования, способная своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы и обеспечивать потребности в высококвалифицированных кадрах для работы в первую очередь в северных широтах.

Поэтому основные усилия совершенствования системы морского образования в МГТУ, на мой взгляд, должны быть направлены на развитие именно арктических компетенций по всему спектру подготовки профессиональных кадров, как ключевого конкурентного преимущества нашего университета среди образовательных учреждений страны. То есть речь идет о закреплении статуса МГТУ в национальном и международном образовательном пространстве как научно-образовательного центра арктических компетенций в сфере морской деятельности.