АКАДЕМИЮ НАУК ЖДУТ НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
28.02.2018
Источник: Эксперт, 28.02.18
Александр Механик
Президент
России Владимир Путин внес в Государственную думу проект закона «О внесении
изменений в Федеральный закон “О Российской академии наук…”», который предусматривает
ряд новшеств в определении полномочий РАН
Закон
о Российской академии наук принимался в 2013 году в драматических
обстоятельствах и предусматривал радикальную ее реформу. Главное изменение — в
состав РАН входят две другие академии, Медицинская и Сельскохозяйственная, а
институты всех трех академий передаются новой структуре — Федеральному
агентству научных организаций (ФАНО). Хотя в законе и говорилось, что за
обновленной РАН в качестве основной цели ее деятельности сохраняется
«проведение и развитие фундаментальных научных исследований и поисковых научных
исследований», механизмы реализации этой цели не конкретизировались, поскольку
все финансовые средства, выделяемые на академическую науку, распределялись через
ФАНО. Фактически за академией оставались функции экспертизы и согласования,
причем тоже не подкрепленные серьезными средствами.
Предыстория
В
последующие годы между ФАНО и РАН развернулась позиционная борьба за влияние на
научную политику и на институты, которые, несмотря на смену статуса, сохраняли
в своих названиях обозначение принадлежности к той или иной из старых академий.
Однако в последнее время, по мере слияния институтов в научные центры, эта
борьба стала затухать.
В
2017 году состоялись очередные выборы президента РАН, которым тоже
предшествовали драматические обстоятельства. Выборы пришлось проводить дважды.
В ходе первого раунда все кандидаты буквально за день до общего собрания взяли
самоотвод. Состоялся второй раунд, в ходе которого победил Александр Сергеев,
директор Института прикладной физики из Нижнего Новгорода. Это был первый случай
в истории академии, когда ее президентом стал человек из провинции, но в
остальном традиция была сохранена: президентом стал представитель естественных
наук. Победа Сергеева была не случайной: он известный и очень успешный ученый с
мировым именем, а его институт — один из самых успешных в академии.
Сергеев
решил прекратить борьбу с ФАНО, заявив на своей пресс-конференции, что у академии
и ФАНО сложились вполне конструктивные отношения, хотя и не без трений, и сосредоточился
на том, чтобы добиться принятия нового закона о РАН или поправок к действующему
закону, которые должны были уточнить функции и цели академии и ее статус.
На
недавней встрече с президентом России, о которой говорилось на той же
пресс-конференции, Сергеев наряду с другими обсуждал и эти вопросы, в том числе
необходимость корректировки закона о РАН. Владимир Путин поддержал эти предложения,
и они вылились в законопроект.
Важнейшие
новеллы закона
В
законопроекте есть несколько важных новелл, которые, если они будут
последовательно реализованы, серьезно изменят статус академии.
Предлагается
акцентировать в качестве одной из целей деятельности академии координацию и проведение
«научных исследований, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в
интересах обороны страны и безопасности государства». В советское время
академия наук была одним из главных исполнителей важнейших проектов того
времени в сфере обороны — атомного и ракетного. Два президента академии,
Мстислав Келдыш и Анатолий Александров, были непосредственными участниками этих
проектов. Конечно, академические институты в любом случае принимают участие в
оборонных исследованиях. Но, возможно, фиксация этой их функции в законе
привлечет внимание оборонных ведомств к важности этого сотрудничества.
Закон
о РАН предлагается дополнить пунктом о том, что академии не только поручается
организация разработки программы фундаментальных научных исследований в Российской
Федерации, но и организация и координация этих исследований, причем не только в
академических институтах, но и в системе высшего образования и в других научных
учреждениях. Академия и сейчас занимается разработкой этой программы, но теперь
ей поручается их организация, то есть фактически руководство ею во всех
учреждениях, занимающихся наукой. Более того, академии поручается научное и
научно-методическое руководство всеми этими учреждениями. И это настолько
расширяет сферу ее деятельности, что пока не ясно, как это можно реализовать.
Понятно, что это потребует существенного увеличения аппарата академии и ее
финансирования. Но не взваливает ли на себя РАН и ее президент неподъемный
груз?
Самым
серьезным образом закон корректируется в части международной деятельности
академии, участие в которой, особенно в проектах мегасайенс, — любимая тема
Александра Сергеева. В частности, академия «участвует от имени Российской
Федерации в реализации международных научных и научно-технических программ и
проектов». Стоит напомнить, что пока основные проекты мегасайенс, проводимые в
России, курируются Курчатовским институтом, который не входит в состав академии
и ФАНО. И этот пункт тоже потребует серьезного расширения полномочий и
численности аппарата академии.
Учитывая
непростые до недавнего времени отношения академии и ФАНО, важными
представляются изменения закона, согласно которым ликвидировать организации,
находящиеся в ведении ФАНО, а также назначать и увольнять их руководителей
можно только по согласованию с академией. Хотя это всегда предусматривалось, юридический
статус этих прав академии был недостаточен, и ФАНО, пользуясь этим, «сливало»
подведомственные ему организации, назначало и снимало их руководителей без
согласования с академией.
В
ожидании бюджета
Проект
изменений Закона о РАН встретил разную реакцию со стороны академической
общественности. Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН,
научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков
резко его раскритиковал в фейсбуке, отметив невыполнимость ряда его положений.
А президент академии Александр Сергеев сказал агентству «Интерфакс»: «Это желанные
изменения, которых ждали в академических кругах».
Тем
не менее в законе пока не нашло отражение одно из главных пожеланий Сергеева —
об изменении юридического статуса академии, которая сейчас представляет собой
просто федеральное государственное бюджетное учреждение в ряду тысяч таких же.
В том числе своих бывших институтов. По мнению Сергеева, которое он высказал на
своей пресс-конференции, она должны получить особый статус государственной
академии наук. Деталей президент РАН не прояснил, но можно вспомнить, что уже
есть несколько госучреждений с особым статусом, который утверждается особым законом.
Например, Курчатовский научный центр, «Сколково». Этот статус дает и
определенные преференции.
Мы
уже отмечали, что некоторые положения закона потребуют существенного увеличения
штата президиума академии и ее финансирования. Так что последствия этого закона
станут ясны не столько после его утверждения, сколько после утверждения бюджета
академии. Есть, однако, угроза, что, взяв на себя новые и весьма значительные
полномочия, академия, изолированная от своих институтов, не сможет их
реализовать.