АКАДЕМИЮ НАУК ЖДУТ НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

28.02.2018

Источник: Эксперт, 28.02.18 Александр Механик



Президент России Владимир Путин внес в Государственную думу проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О Российской академии наук…”», который предусматривает ряд новшеств в определении полномочий РАН

Закон о Российской академии наук принимался в 2013 году в драматических обстоятельствах и предусматривал радикальную ее реформу. Главное изменение — в состав РАН входят две другие академии, Медицинская и Сельскохозяйственная, а институты всех трех академий передаются новой структуре — Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Хотя в законе и говорилось, что за обновленной РАН в качестве основной цели ее деятельности сохраняется «проведение и развитие фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований», механизмы реализации этой цели не конкретизировались, поскольку все финансовые средства, выделяемые на академическую науку, распределялись через ФАНО. Фактически за академией оставались функции экспертизы и согласования, причем тоже не подкрепленные серьезными средствами.

Предыстория

В последующие годы между ФАНО и РАН развернулась позиционная борьба за влияние на научную политику и на институты, которые, несмотря на смену статуса, сохраняли в своих названиях обозначение принадлежности к той или иной из старых академий. Однако в последнее время, по мере слияния институтов в научные центры, эта борьба стала затухать.

В 2017 году состоялись очередные выборы президента РАН, которым тоже предшествовали драматические обстоятельства. Выборы пришлось проводить дважды. В ходе первого раунда все кандидаты буквально за день до общего собрания взяли самоотвод. Состоялся второй раунд, в ходе которого победил Александр Сергеев, директор Института прикладной физики из Нижнего Новгорода. Это был первый случай в истории академии, когда ее президентом стал человек из провинции, но в остальном традиция была сохранена: президентом стал представитель естественных наук. Победа Сергеева была не случайной: он известный и очень успешный ученый с мировым именем, а его институт — один из самых успешных в академии.

Сергеев решил прекратить борьбу с ФАНО, заявив на своей пресс-конференции, что у академии и ФАНО сложились вполне конструктивные отношения, хотя и не без трений, и сосредоточился на том, чтобы добиться принятия нового закона о РАН или поправок к действующему закону, которые должны были уточнить функции и цели академии и ее статус.

На недавней встрече с президентом России, о которой говорилось на той же пресс-конференции, Сергеев наряду с другими обсуждал и эти вопросы, в том числе необходимость корректировки закона о РАН. Владимир Путин поддержал эти предложения, и они вылились в законопроект.

Важнейшие новеллы закона

В законопроекте есть несколько важных новелл, которые, если они будут последовательно реализованы, серьезно изменят статус академии.

Предлагается акцентировать в качестве одной из целей деятельности академии координацию и проведение «научных исследований, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства». В советское время академия наук была одним из главных исполнителей важнейших проектов того времени в сфере обороны — атомного и ракетного. Два президента академии, Мстислав Келдыш и Анатолий Александров, были непосредственными участниками этих проектов. Конечно, академические институты в любом случае принимают участие в оборонных исследованиях. Но, возможно, фиксация этой их функции в законе привлечет внимание оборонных ведомств к важности этого сотрудничества.

Закон о РАН предлагается дополнить пунктом о том, что академии не только поручается организация разработки программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, но и организация и координация этих исследований, причем не только в академических институтах, но и в системе высшего образования и в других научных учреждениях. Академия и сейчас занимается разработкой этой программы, но теперь ей поручается их организация, то есть фактически руководство ею во всех учреждениях, занимающихся наукой. Более того, академии поручается научное и научно-методическое руководство всеми этими учреждениями. И это настолько расширяет сферу ее деятельности, что пока не ясно, как это можно реализовать. Понятно, что это потребует существенного увеличения аппарата академии и ее финансирования. Но не взваливает ли на себя РАН и ее президент неподъемный груз?

Самым серьезным образом закон корректируется в части международной деятельности академии, участие в которой, особенно в проектах мегасайенс, — любимая тема Александра Сергеева. В частности, академия «участвует от имени Российской Федерации в реализации международных научных и научно-технических программ и проектов». Стоит напомнить, что пока основные проекты мегасайенс, проводимые в России, курируются Курчатовским институтом, который не входит в состав академии и ФАНО. И этот пункт тоже потребует серьезного расширения полномочий и численности аппарата академии.

Учитывая непростые до недавнего времени отношения академии и ФАНО, важными представляются изменения закона, согласно которым ликвидировать организации, находящиеся в ведении ФАНО, а также назначать и увольнять их руководителей можно только по согласованию с академией. Хотя это всегда предусматривалось, юридический статус этих прав академии был недостаточен, и ФАНО, пользуясь этим, «сливало» подведомственные ему организации, назначало и снимало их руководителей без согласования с академией.

В ожидании бюджета

Проект изменений Закона о РАН встретил разную реакцию со стороны академической общественности. Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков резко его раскритиковал в фейсбуке, отметив невыполнимость ряда его положений. А президент академии Александр Сергеев сказал агентству «Интерфакс»: «Это желанные изменения, которых ждали в академических кругах».

Тем не менее в законе пока не нашло отражение одно из главных пожеланий Сергеева — об изменении юридического статуса академии, которая сейчас представляет собой просто федеральное государственное бюджетное учреждение в ряду тысяч таких же. В том числе своих бывших институтов. По мнению Сергеева, которое он высказал на своей пресс-конференции, она должны получить особый статус государственной академии наук. Деталей президент РАН не прояснил, но можно вспомнить, что уже есть несколько госучреждений с особым статусом, который утверждается особым законом. Например, Курчатовский научный центр, «Сколково». Этот статус дает и определенные преференции.

Мы уже отмечали, что некоторые положения закона потребуют существенного увеличения штата президиума академии и ее финансирования. Так что последствия этого закона станут ясны не столько после его утверждения, сколько после утверждения бюджета академии. Есть, однако, угроза, что, взяв на себя новые и весьма значительные полномочия, академия, изолированная от своих институтов, не сможет их реализовать.



©РАН 2024