http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b3ce2cd6-ee16-4dd2-86de-e9dd8e0577ba&print=1© 2024 Российская академия наук
Внешне он напоминает ведро. Он состоит из магнетрона (излучает микроволны как в обычной СВЧ-печи) и резонатора, накапливающего энергию их колебаний. Микроволны не выходят из "ведра", то есть из него ничего не выбрасывается. И тем не менее оно создает тягу. Это напоминает Мюнхгаузена, который вытащил себя за волосы из болота. Не может быть? Но таинственная тяга фиксируется в экспериментах с 2002 года и по сей день. Такие опыты провели в Китае, в одном из институтов НАСА, а недавно эксперимент провел авторитетный немецкий ученый Мартин Таджмар. Он считается "разрушителем мифов" - поставил несколько "аномальных" опытов и нашел причину этих аномалий. Но развенчать двигатель EmDrive ему не удалось. Странная тяга у "ведра" осталась. Правда, смущает, что она не исчезала сразу после выключения двигателя. Это может указывать на какой-то странный тепловой эффект. Но Таджмар подчеркивает, что специально принимал разные меры, чтобы исключать все посторонние, в том числе и тепловые эффекты. Ну и что, парируют скептики, значит, что не учел.
Конечно, тяга мизерна, она не превышала десятки микроньютонов - на уровне веса комара. Но поражает сам факт нарушения основополагающего закона природы, на котором уже более 300 лет держится здание науки.
Поразительно, что вроде бы простое "ведро" сумело так озадачить ученых. Фото: EMDRIVE.COM
Это только начало, утверждают энтузиасты чудо-двигателя. Он может стать революцией в науке и технике, откроет совершенно новые возможности. Но большинство авторитетных ученых пока не намерены всерьез даже обсуждать еретический двигатель. Им требуется объяснение феномена.
Сторонники Шойера туманно намекают, что таинственная тяга возникает благодаря законам, которые наука еще не открыла. В частности, это могут быть неизвестные свойства электромагнитных волн в вакууме. Недавно появилось две работы с попыткой объяснить суть феномена. Они выходят за рамки общепринятой физики. Вообще в последнее время интерес к двигателю стремительно нарастает. И хотя многие ученые по-прежнему настроены скептически, но просто так отмахнуться от назойливого "чуда" вряд ли удастся. Нужно проводить новые эксперименты, искать ошибки или подтверждать эффект. А чтобы получить признание, энтузиастам придется искать объяснение чуда. Тогда оно таковым быть перестанет.
Комментарий
Антон Пушков, руководитель Центра интеллектуальной собственности "Сколково":
В том, что на такой двигатель выдан патент, нет ничего удивительного. Конечно, любое патентное ведомство проверяет заявку на самые разные критерии, в том числе на соблюдение общих законов науки. Но тут все не так просто. Вы можете возражать, что изобретение нарушает законы науки, но если заявитель доказывает, что его изобретение, несмотря на все, работает, и эффект был неоднократно повторен, то может получить патент. И тогда, чтобы оспорить патент, у вас есть единственный вариант - обратиться в патентное ведомство, заявив, что заявитель ввел его в заблуждение. А сегодня даже в ведущих странах около 30-50 процентов поданных возражений удовлетворяется, и патенты аннулируются. Почему такая большая цифра? Дело в том, что число заявок сейчас растет лавинообразно, и всегда есть риск, что эксперт из-за вала патентов может что-то недоглядеть. Словом, человеческий фактор исключать нельзя.
Антон Вершовский, доктор физико-математических наук, Физтех имени А.Ф. Иоффе РАН:
Из объяснения автора этого двигателя понять что-либо трудно. И все же эта "сенсация" требует пояснений.
1. Согласно принципам физики вытянуть себя из болота за волосы нельзя. Такое под силу только Мюнхгаузену. И если замкнутая "коробка" начинает себя толкать в пространстве, значит, что или она не совсем замкнута или авторам удалось открыть новое фундаментальное взаимодействие. Но за всю историю человечества таких открыто всего четыре, и ожидать нового в ближайшее время вряд ли приходится - настолько точно и тщательно исследован наш физический мир. Тем более трудно ожидать, что пятое взаимодействие будет обнаружено в устройстве, которой не сильно отличается от обыкновенной микроволновки.
2. Микроскопическая тяга может быть вызвана самыми банальными причинами. Например, микроволновое излучение, которое нагревает резонатор, а вместе с ним и весы, могло сместить их показания. Или возникает конвекция воздуха вокруг нагретой коробки, она и создает "тягу". А может быть, из-за нагрева создаются токи Фуко, которые взаимодействуют с датчиком весов. Словом, здесь может быть много разных факторов, не имеющих никакого отношения к "феномену". Их нужно устранить и доказать, что они действительно устранены.
3. Это далеко не первый проект "самотолкательного" аппарата. Например, давно на слуху наши отечественные "торсионные поля" и "торсионные двигатели", признанные откровенной лженаукой. В общем, пока эта сенсация с двигателем Шойера ничем не отличается от тысяч предыдущих сенсаций такого рода...