Космонавт Владимир Джанибеков: «Атмосфера на станции «Салют-7» напомнила дедушкин погреб»
12.05.2022
Источник: МК, 12.05.2022, НАТАЛЬЯ ВЕДЕНЕЕВА
Перед 80-летием дважды Герой СССР вспомнил, как спасал
орбитальную станцию
Далеко не все
космонавты имеют генеральский чин. Владимир Джанибеков — один из немногих, –
генерал-майор. Он совершил пять полетов в космос, и каждый раз - в качестве
командира космического корабля.
«Крайняя»
командировка на орбиту в 1985 году была самой драматичной. Владимиру
Александровичу и его напарнику Виктору Савиных пришлось буквально реанимировать
«замерзшую» и «уснувшую» станцию «Салют-7». Они стали прообразами для художественного
и многих документальных фильмов.
13 мая нашему
прославленному герою, а точнее, дважды Герою Советского Союза Владимиру
Джанибекову исполняется 80 лет. Накануне он рассказал, как стал космонавтом и
раскрыл для наших читателей некоторые неизвестные подробности самой опасной
пилотируемой миссии в истории космонавтики.
ВИКТОР САВИНЫХ И
ВЛАДИМИР ДЖАНИБЕКОВ (СПРАВА) НА СТАНЦИИ «САЛЮТ-7»
– Владимир Александрович, для начала традиционный
вопрос: как вы стали космонавтом?
– Я родился и
вырос в поселке Искандер Казахской ССР и с детства мечтал быть летчиком.
Окончив Ташкентское суворовское военное училище, поступил в Ейское высшее
военное авиационное училище лётчиков. По окончании служил лётчиком-инструктором
в ВВС СССР. «Обкатывал» военные истребители-бомбардировщики «СУ-7» разных модификаций.
А в конце 60-х
годов к нам в часть приехал космонавт Герман Титов, который с 1968 года был
одним из руководителей Центра подготовки космонавтов в Звездном городке. Он
производил набор в новый пятый отряд. Я изъявил желание, и, несмотря на то, что
руководство не очень хотело меня отпускать, начал проходить отбор вместе с
тысячью других желающих.
- А сколько человек надо было набрать Титову?
- В итоге отобрали
восьмерых. Я попал в один отряд с Анатолием Березовым, Леонидом Поповым, Юрием Романенко
и другими.
- Какие были требования для включения в отряд?
- Сначала с нами
долго беседовали, не по одному разу. Спрашивали, где родился, кто родители, что
влечет в космос. Помимо наличия у летчика физической формы и профессиональных
навыков, членам комиссии было важно понять, насколько сильна у будущего
космонавта мотивация.
- И как это проверяли?
- На собеседовании
задавали вопросы про космонавтику, чтобы выявить именно тех, кто серьезно
увлекается этой темой. Я к тому времени знал поименно всех летавших
космонавтов, номера их кораблей, читал о лунной программе, про спутники разного
назначения. В общем, все, что было в открытом доступе, в газетах и журналах.
– Как вас встретил космос? Чем удивил?
– Мой первый полет
состоялся в 1978 году. Неожиданным оказался эффект от наблюдения за восходами и
закатами Солнца, за нашей красочной планетой. Было острое осознание того, как
бездарно мы порой к ней относимся, как незаслуженно называемся гомо сапиенсами.
– Во второй и третий полеты вы отправлялись с иностранными
космонавтами – из Монголии и Франции. Чем запомнились те экспедиции?
- На меня
произвело сильное впечатление то, как монголы подошли к подготовке своего
космонавта. Они за год, с нуля составили русско-монгольский словарь космических
терминов. Мой напарник знал около тысячи самых необходимых в работе слов. Мы провели
с ним несколько медицинских экспериментов, касающихся разрешающей способности
глаза в космосе, работы вестибулярного аппарата и других.
С французом
Жаном-Лу Кретьеном мы впервые привезли на орбиту аппарат УЗИ. При помощи него
исследовали на орбите свои внутренние органы, сосуды, сердце. Мы до сих пор
поддерживаем с ним теплые, дружеские отношения, а раньше ездили друг к другу в
гости.
- Чем вам запомнились те поездки?
- Я ездил к нему в
гости, когда у нас вовсю шла перестройка, развал Союза. Запомнилось, как Жан
был недоволен происходящим у нас, жалел, что уничтожают сильнейшее государство,
которое он очень любил. Например, у нас была своя сильная электронная
промышленность. Но нас из-за рубежа пообещали обеспечивать приборами, и власть
предпочла больше не развивать свое производство. К чему это привело, мы сейчас
видим, – и Запад отказал, и своей электроники нет.
- Перейдем к вашему пятому полету на станцию «Салют-7»
в 1985 году, которую вам и Виктору Савиных пришлось буквально спасать. До сих
пор та ваша экспедиция считается самой сложной с технической точки зрения. Как
случилось, что станция оказалась обесточена?
-
Законсервированная станция работала несколько месяцев в автоматическом режиме,
без космонавтов, это периодически практиковалось. Но в какой-то момент связь с
ней прервалась, и возник риск, что она неуправляемо сойдет с орбиты. В мире
поднялся шум: «Что, если она рухнет на какое-нибудь государство?!»
В общем, решено
было отправить туда космонавтов для выяснения причины поломки и восстановления
питания и связи. Выбор пал на меня, поскольку я был на ней уже дважды и хорошо
знал все ее особенности, и на Витю Савиных – прекрасного профессионала,
разработчика систем управления космических кораблей и оптических приборов.
- Дальнейшее многие знают по фильму Клима Шипенко
«Салют-7».
- К этому фильму я
отношусь отрицательно: антисоветский, антирусский, очерняющий наших военных,
генералов. Правдой там является только то, что к стартовой площадке нас привез
автобус.
– Есть резон вспомнить, как было на самом деле.
- Когда мы
подлетели к «Салюту-7» на нашем корабле «Союз Т-13», первым делом надо было
облететь станцию для того, чтобы убедиться, что причиной обесточивания явился
не удар крупного метеорита. Если бы он проделал в ней дыру, то смысла в нашем
высаживании уже не было бы. Но метеоритного отверстия не оказалось.
Мы впервые
рассматривали нашу станцию «Салют-7» с близкого расстояния, всего с 15-20
метров. Выглядела она потрепанной: солнечные батареи развернуты в разные стороны,
по всему проржавевшему фюзеляжу – следы от столкновений с микрометеоритами.
- Стыковка прошла успешно?
- Это была не
первая моя стыковка. Все получилось, и мы перебрались на станцию.
- В своей книге «Записки с мертвой станции» Виктор
Савиных описывал это так: «Медленно, ощупывая пустую холодную темноту, в космическую
станцию вплыли двое в противогазах». Почему – в противогазах?
- В Центре
управления полетами опасались, что станция может быть разгерметизирована или
отравлена угарным газом. Это не подтвердилось. Мы сняли противогазы и сразу
ощутили жуткий холод. Атмосфера напомнила мне дедушкин погреб: так же темно,
сухо, запах своеобразный. Фонарик, который был у нас, высветил иней, которым
были покрыты стенки жилого отсека.
ВЛАДИМИР
ДЖАНИБЕКОВ
– Сколько было градусов на станции?
Нас спасали теплые
комбинезоны, вязаные шапки, унты на ногах, но руки все равно замерзали сильно.
Спали мы и грелись, когда совсем было зябко, в нашем пристыкованном к станции
корабле, где температура держалась на отметке около 14 градусов.
– Что было с оборудованием, с аппаратурой?
- Первый осмотр
показал, что на станции от мороза полопались все трубы, в которых была вода – и
питьевая, и для хозяйственных нужд. Самая большая емкость с водой превратилась
в настоящую ледяную глыбу метрового диаметра. Привезенные с собой запасы — 20
литров – через неделю начали заканчиваться, и мы начали экономить, – смешивать
воду с соками из тюбиков.
– Причину аварии нашли быстро?
- С Земли нам посоветовали
проверить датчики аккумулятора. Оказалось, что один из них просто «залип» на
команде включения и израсходовал всю энергию. Ну а после лавинообразно
отключилось все остальное.
Первым делом мы,
включая двигатели корабля, должны были повернуть неуправляемую станцию
батареями к Солнцу и восстановить электроснабжение (это удалось нам только на
четвертый день).
- Из ЦУПа на вас не давили, как это показано в фильме?
- Из ЦУПа с нами,
наоборот, общались очень мягко, бережно. Даже когда мы запутались в проводах,
пытаясь в темноте найти нужный, чтобы подключиться к солнечным батареям.
- У вас же был фонарь.
- В нем быстро
села батарейка, и мы вынуждены были ловить моменты естественного освещения из
иллюминатора. Для освещения отдельных темных уголков придумали «отражатели» из
фольги. В нее были завернуты химические патроны. Так мы и ловили солнечный
свет, 16 раз в сутки, прерывая работу, когда наступала темнота.
– А что было с вентиляцией?
- Она не работала,
из-за чего быстро накапливался углекислый газ. Мы вынуждены были периодически
перемещаться в бытовой отсек станции, где воздух был посвежее: отдышался, и
снова за работу. На станции был химический патрон в виде бочонка для регенерации
воздуха — поглотитель СО2. Но химические элементы в нем надо было еще как-то
растопить. Так вот мы грели патрон своими телами, обнимая его на протяжении 8
часов, дышали на него, чтобы согреть, как следует.
- На какой день вам удалось восстановить
электроснабжение станции?
- Примерно через
неделю мы смогли подзарядить бортовые батареи от солнечных, и после на
станции все начало оттаивать... Иней, который был на стенах, превратился в
водяную пленку, которая «клеилась» ко всему. Чтобы не произошло замыкания проводки
и пожара, надо было срочно удалять ее, промакивая с оборудования и розеток, чем
можно. Помню, и сами мы с Виктором промокли тогда до нитки, – все было в воде,
наши унты, – хоть выжимай.
- Не заболели?
- Нет. Сна только
не хватало. Со временем все приборы заработали, станция просохла, и мы привели
себя в порядок.
Вскоре к нам
прилетел грузовой корабль, который привез дополнительные запасы воды и топлива,
оборудование для замены вышедшего из строя и для предстоящего выхода в космос.
– Вы еще в открытом космосе поработали?
- Это было уже в
августе, мы установили дополнительные солнечные батареи.
- То есть спасенная вами станция еще проработала
несколько лет?
– Да. Она сошла с
орбиты через шесть лет, в 1991 году, где-то в районе Аргентины.
За уникальную
операцию по спасению станции Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя
Советского Союза. А вот Джанибекову третью звезду не дали. К тому времени он
уже был дважды Героем Советского Союза, а по традиции больше двух звезд
космонавтам не давали. Вместо этого командира экспедиции удостоили ордена
Ленина и присвоили ему звание генерал-майора.
Справка
«МК». После выполнения второго полёта в космос и награждения Владимира
Джанибекова второй звездой Героя Советского Союза в центре Ташкента на
проспекте Космонавтов в 1984 году был установлен прижизненный бюст лётчика-космонавта.