http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b4dc6a96-17c4-4f0f-a256-025a4c011466&print=1© 2024 Российская академия наук
Сегодня средний возраст кандидата наук в нашей стране - около 50 лет, а доктора наук - в районе 60. Это огромная проблема. Завтра некому будет обучать студентов, вести исследования, поднимать науку. Нельзя сказать, чтобы тема не волновала властные структуры. Недавно, например, было принято решение о повышении надбавок кандидатам и докторам наук, об увеличении заработной платы ученым Российской академии наук, создаются программы, направленные на поддержку молодых исследователей, появляются гранты.
Это отрадные шаги, но половинчатые. Можно только приветствовать, например, что в академических институтах будут получать больше, но как быть с теми, кто работает в вузовской науке, кто трудится в научных центрах отраслевых академий? За бортом оказывается очень большое число ученых! Столь же неоднозначна ситуация с грантами. Они даются для продолжения исследований. Но гранты не решают материальных проблем, неизбежных при той системе оплаты труда, которая сегодня сложилась в науке. Гранты - это хорошо, но надо еще и на что-то жить. Часто говорят о том, что молодежь надо привлекать в науку. Но вопрос не только в том, чтобы привлечь, важно еще и удержать молодежь в науке. Есть люди, нацеленные на научные исследования, им интересен процесс познания, таких не надо никуда привлекать, они сами идут в науку. Но, рано или поздно, перед любым идеалистом встает вопрос о том, что надо что-то есть, заботиться о семье.
Молодой ученый после защиты диссертации остается с маленькой зарплатой и очень часто - без перспектив творческого роста. Вдобавок перед глазами пример учителя, который кое-как сводит концы с концами. Для молодого человека, стремящегося остаться в науке, только один выход - эмиграция. Внутренняя готовность к ней вырабатывается еще в студенчестве. Вовсе не потому, что молодежь стремится покинуть страну, но для многих это - единственный путь остаться в науке. Потому что, если у нас труд ученого перестает быть престижным, за рубежом он ценится высоко. Потому что это у нас родилась циничная и глубоко несправедливая по своей сути фраза: "Если ты такой умный, почему ты такой бедный?"
Что сделать, чтобы молодежь оставалась в науке и в своей стране? Надо, чтобы базовая заработная плата ученого была достаточно высока. Надо, чтобы он был в состоянии решить свою жилищную проблему. Надо, чтобы научный институт обладал хорошей материальной базой, позволяющей вести полноценные исследования.