http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b7d0a9e4-3868-4fac-8edc-cf9681124132&print=1© 2024 Российская академия наук
Наступила пора вступительных экзаменов в вузы - период стрессов для всех, кто надеется стать студентом. Как побороть волнение и хорошо сдать экзамены? Заведующий лабораторией Института мозга человека Российской академии наук, доктор биологических наук Юрий Кропотов рассказывает об этом корреспонденту "Известий" ЕЛЕНЕ РОТКЕВИЧ.
Человек теряется, впадает в ступор или начинает нести чушь. У одних система, отвечающая за контроль поведения, может быть недоактивирована (такие люди отличаются тем, что сначала действуют, а потом думают), а у других, наоборот, слишком активирована. У тех, кто любит заниматься в тишине, при неярком свете, как правило, активация определенных систем очень высокая. Этим людям не нужны для работы внешние стимулы, а в стрессовых ситуациях их мозг как бы блокируется, "зашкаливает". На экзамене такой ученик способен просто замолчать, впасть в ступор, хотя и знает материал. Чтобы прийти в себя, ему необходимо успокоиться. Можно валерьянки выпить. Другие, наоборот, предпочитают находиться в шумных компаниях, слушают громкую музыку - у них система контроля поведения недоактивирована. Такому ученику надо учиться активировать свой мозг. Можно также кофейку выпить, шоколадку съесть. Конечно, у второго типа людей шансы на экзамене выше, потому что в конце концов их мозг при стрессе активируется и входит в "оптимальную" зону.
ИЗВЕСТИЯ: А можно ли как-то морально настроиться на экзамен, перестать бояться преподавателя, плохой отметки?
КРОПОТОВ: Можно и нужно научиться управлять своим мозгом, тренировать его. Мы знаем, как тренировать тело: ходим в спортивные залы, занимаемся на специальных тренажерах, но многие не понимают, что точно так же нужно тренировать и мозг. Часто бывает так, что человек знает предмет, но не может справиться с волнением и получает двойку. Значит, в мозгу произошел сбой при "считывании" информации, которая там хранится. Поясню: у каждого человека есть система, отвечающая за контроль поведения. Система хорошо работает только в оптимальном режиме: слишком сильные или слишком слабые воздействия ее дестабилизируют. Вообще, мозг - самоадаптирующееся "устройство", но экзамен - стресс, который дестабилизирует систему. И челоСовременные нейронауки дают большой спектр методов контроля и управления мозгом. Если условно разделить их на две группы, то это - методы электростимуляции и методы биологической обратной связи. В первом случае мы подаем электрический ток на мозг, активируя те его структуры, которые недоактивированы. Во втором - используем собственные ресурсы мозга, "обучая" его настраиваться на оптимальное состояние и сохраняться в нем долгое время.
ИЗВЕСТИЯ: Тем, кто хоть раз готовился к экзамену, хорошо знакома проблема: учил-учил, но ничего не запомнил. Можете посоветовать, как учить так, чтобы выучить?
КРОПОТОВ: Важно научиться входить в состояние, в котором мозг активно вбирает в себя новую информацию. Система запоминания работает в специфическом тета-ритме, но объяснить, как достичь этого состояния, достаточно сложно. С одной стороны - это мышечное расслабление, с другой - умственная концентрация. Работа системы связана с эмоциями, поэтому необходимо дать себе положительную установку: сейчас я непременно это сделаю, выучу. Родители могут помочь с положительной мотивировкой - пообещать поездку или долгожданную покупку.
ИЗВЕСТИЯ: А какой же студент не учил лихорадочно конспект в последнюю ночь перед экзаменом! Неужели все впустую?
КРОПОТОВ: К сожалению, то, что вы пытаетесь выучить в последнюю ночь перед экзаменом, запоминается крайне плохо. Но есть методики аутотренинга - литературы много. Самое главное - захотеть научиться управлять собой: расслабляться, когда необходимо, или, наоборот, концентрироваться.