http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b842ec4b-1881-40ee-a0f5-8513e20771a4&print=1© 2024 Российская академия наук
На второй международной конференции "Логистика в Арктике" эксперты выясняли вопросы безопасности разработки месторождений углеводородов на шельфе арктических морей. Сейчас она вызывает серьезные сомнения. Прежде всего, это касается российских буровых платформ, состояние которых оставляет желать лучшего.
Насколько серьезна проблема, показала трагедия в Охотском море, где в декабре 2011 года пошла ко дну платформа "Кольская". Недавно Ространснадзор обнародовал результаты расследования этого инцидента. В частности, одной из причин катастрофы стало "неудовлетворительное обеспечение безопасности морской буксировки СПБУ "Кольская" со стороны компании-владельца". По мнению аналитиков, подобное крушение может повториться.
Как заявил эксперт научного совета Совбеза РФ Михаил Григорьев, дефектные ведомости по буровым платформам "Полярная звезда" и "Северное сияние" содержат около 700 замечаний. Обе платформы строились непосредственно для разработки Штокмановского месторождения, однако сейчас они находятся в Корее, их финансирование прекращено, добавил Михаил Григорьев. Когда и каким образом они будут устранены, непонятно. Ситуацию может дополнительно осложнить откладываемое освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. Михаил Григорьев подчеркнул, что вряд ли приходится ожидать в скором времени вложений в буровые мощности, которые предполагается использовать в Баренцевом море.
Еще один аспект безопасности связан с мореплаванием в Арктике, отмечают эксперты. Грузопоток по Северному морскому пути возрастает. В 2010 году по нему было перевезено 110 тысяч тонн грузов, в 2011 году - уже 849 тысяч тонн в обоих направлениях. Пропорционально росту грузопотока возрастает и вероятность аварий, которые в арктических условиях могут нанести глобальный вред. Спасательные службы сегодня не имеют возможности быстро прийти на помощь судам в случае какой-либо чрезвычайной ситуации во время транспортировки груза по Северному морскому пути. Особенно это касается возможных аварий с разливами нефти. Сегодня оперативно развертывать спасательные работы может только Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление, которое располагает тремя судами неограниченного плавания. На суда МЧС вряд ли можно рассчитывать, поскольку они обладают малой осадкой. Эту ситуацию эксперты называют вопиющей.
По словам Михаила Григорьева, если чрезвычайная ситуация произойдет в районе, например, Диксона, мурманские спасатели смогут добраться туда приблизительно через пять суток. Этот срок неприемлем для арктических условий. Ситуация заставляет сегодня Совкомфлот формировать малые группы по борьбе с разливами нефти, задача которых - локализовать очаг растекания нефти в ожидании прихода бонопостановщиков и спасательных судов.
В 2010 году по Северному морскому пути было перевезено 110 тысяч тонн грузов, в 2011 году — уже 849 тысяч тонн
Кстати, недостаток инфраструктуры для обеспечения безопасности на Севморпути отметил и секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев во время апрельского визита в Мурманск. По его словам, в Арктике предполагается развивать систему центров МЧС, которые будут оснащены авиацией и другими средствами для того, чтобы как можно быстрее прибыть к месту возможного ЧП. Всего будут созданы 10 таких центров, один из которых должен появиться в Мурманске. Этому посвящена федеральная целевая программа по снижению рисков мореплавания в Арктике. Тем не менее решение проблем безопасности потребует многих лет. Развития нефтегазодобычи на шельфе Арктики не приходится ожидать раньше 2020 года, отметил вице-президент Российской академии наук Николай Лаверов. Он подчеркнул, что совсем недавно в Северном море случилась авария с утечкой газа. Кроме того, есть случаи выхода из строя танкеров. По мнению ученого, к 2020 году российские газовики и нефтяники должны накопить опыт решения этих проблем в арктических условиях.
Справедливости ради стоит отметить, что в этой области есть и некоторые достижения. Достаточно успешно решается задача навигационно-гидрографического обеспечения Севморпути. Например, съемки прежних двух лет к северу от Новосибирских островов выявили две "банки" (мелкие участки моря) с глубинами шесть и восемь метров. При осадке судов порядка 12 метров они представляют большую опасность. Предполагается развивать корректирующие станции ГЛОНАСС - в результате будет создана полоса спутникового контроля, полностью покрывающая основные трассы СМП.