http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b94c942f-d0aa-4a94-93d9-eec5a61e78e0&print=1© 2024 Российская академия наук
России, по мнению эксперта, нужно заняться тем же
Европейская промышленность все с большим трудом выдерживает ценовую конкуренцию с другими странами, прежде всего – с Индией и Китаем. И при этом не только по ценам, но и по качеству продукции во многих секторах экономики развивающиеся страны догоняют производителей из ЕС. Чтобы сохранить конкурентоспособность европейской экономики, необходимо преобразовать ЕС в "наукоемкое экономическое пространство" - говорится в основополагающем документе "Лиссабонская стратегия".
В соответствии с документом, принятым в 2000 году, экономика Евросоюза должна обогнать своих основных конкурентов - Японию и США по уровню наукоемкости к 2010 году. С этой целью государства ЕС обязуются увеличить свой бюджет на научно-исследовательскую деятельность до 3% ВВП. Ближе всего к этой отметке пока подошла Германия: 2,5%. Для сравнения: в России на поддержку науки выделяется около 1% ВВП. К 2010 году министерство образования и науки РФ обещает увеличить господдержку до 2%.
По мнению разработчиков 7-й рамочной исследовательской программы ЕС, главные усилия Евросоюзу необходимо бросить на привлечение научных кадров. По оценке германского министерства образования и науки, уже сегодня университетам и научно-исследовательским центрам Европы не хватает около 700 тысяч специалистов.
Программа содержит 4 основных блока: «сотрудничество», «идеи», «люди» и «ресурсы». Блок «сотрудничество» посвящен совместным международным проектам и именно на него приходится львиная доля выделяемых средств – более 32 млрд евро. Второй блок – «идеи» основан на принципе, согласно которому темы научных проектов, претендующих на финансовую поддержку, определяет не донор, а заявители. Причем нет ограничений или оговорок по тематике исследований. Единственное условие – оригинальность и возможности для перспективной разработки идеи. До конца апреля этого года Европейский исследовательский совет будет принимать заявки на получение грантов и стипендий, предусмотренных проектом. Третья часть программы – «люди» - создана для того, чтобы сделать Европу более привлекательной в качестве базы проведения исследований. Некоторые европейские чиновники полагают, что для этого прежде всего следует изменить законодательство таким образом, чтобы иностранцы, окончившие ВУЗ в Европе, могли свободно оставаться там для занятий наукой. Что касается последнего раздела – «ресурсы» - то он призван способствовать улучшению инфраструктуры науки и инноваций. В рамках этого блока приветствуются проекты, стимулирующие обмен между авторами фундаментальных и прикладных исследований, а также между наукой и промышленностью.
Когда мы говорим об одном из важнейших аспектов европейской программы - привлечении кадров ученых и исследователей не из стран ЕС, нельзя не коснуться одной из самых болезненных для российской науки проблем – так называемой «утечки мозгов». Не станет ли рамочная программа Евросоюза очередным (пусть нанесенным опосредованно) ударом по отечественной науке, по ее человеческим резервам? Ответить на этот вопрос STRF.RU попросил проректора Высшей школы экономики Андрея Яковлева, который прокомментировал проблему следующим образом:
«Я не думаю, что данная программа приведет к какому-то существенному оттоку специалистов из России, поскольку по уже действующим программам - например, таким, как программы немецкого фонда Гумбольдта, которые традиционно считаются не только престижными, но и достаточно привлекательными в финансовом отношении, - в последние несколько лет наблюдается существенное сокращение числа заявок из России. Причина – в появлении у успешных исследователей новых возможностей для работы в России. На мой взгляд, расширение международных контактов и интеграции ученых разных стран в международное научное сообщество нужно не только Европейскому Союзу. Это не менее насущная проблема для российских ученых – в том числе в контексте выращивания новых научных кадров. Так, на прошлой неделе в ВШЭ рамках заседания комиссии Общественной палаты обсуждались концепция и проект федеральной целевой программы по воспроизводству научных кадров. В числе замечаний, которые звучали по на обсуждении, одно из наиболее существенных касалось определенной изолированности этой программы от системы международной оценки результатов научной деятельности. Я надеюсь, что после прошедшего обсуждения у Министерства образования и науки появятся в программе соответствующие компоненты – ориентированные как на расширение возможностей для международной академической мобильности российских ученых, так и на включение иностранных зарубежных коллег и представителей российской «научной диаспоры» за рубежом в оценку тех проектов, которые будет поддерживать государство. В любом случае от расширения возможностей международного научного сотрудничества мы не проиграем, а, наоборот, выиграем. Более того, я бы сейчас говорил не только о создании возможностей для того, чтобы наши ученые ездили в командировки, на конференции в Европу, но я бы говорил и о создании возможностей для приглашения европейских ученых в Россию. Как показывает практика развития самых разных дисциплин, новые знания и новые идеи возникают, как правило, на стыках, т.е. в процессе сотрудничества ученых из разных стран, из разных областей деятельности, поэтому от расширения контактов все только выиграют».