http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=b9b5ad4a-ce7f-4fcd-a5dc-ba5a68e21463&print=1© 2024 Российская академия наук
Вчера Эдуард Россель побывал в Тюмени и принял участие в совещании по вопросам социального развития и реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Совещание провел председатель Госдумы Борис Грызлов. Он поддержал желание губернаторов УрФО и полпредства ускорить выделение средств на уральский нацпроект.
Напомним, что было предложено финансировать проект из средств Инвестиционного фонда. Стоимость первого этапа работ по реализации проекта оценивается в 6,5 миллиардов рублей, и предполагалось, что эти средства будут выделены уже в 2008 году. Но, как отметил Борис Грызлов, правительство Российской Федерации до сих пор не приняло необходимых решений для получения этих средств. По мнению председателя Государственной Думы: «Проект нужен всей стране, так как дает дешевое сырье, позволяет строить железные и автомобильные дороги, объекты энергетики, дает нам выход к северному морскому пути. Но, видимо, это устраивает не всех. В первую очередь поставщиков сегодняшнего дорогого сырья».
Между тем, осуществление проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» должно дать серьезный толчок развитию экономики Урала и Сибири. Сегодня сырье для большинства металлургических предприятий поступает из-за границы, а между тем, на Полярном Урале имеются разведанные запасы сырья на 100 и более лет. Причем добыча на большинстве месторождений может вестись открытым способом. Борис Грызлов назвал этот проект образцом территориального регионального плана для успешного развития страны.
Идеи, высказанные Председателем Госдумы, поддержал и Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Он отметил, что сегодня развитие регионов УрФО тормозится из-за того, что не имеет возможности развиваться машиностроение. Если в дореформенный период продукция машиностроения составляла одну треть общего объема промышленного производства, то сегодня не более 8 процентов. При этом, если российская металлургия работает в соответствии с мировыми стандартами, то машиностроение отстает в своем техническом оснащении на много лет. Реализация проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» позволит изменить ситуацию.
Было отмечено, что продвижение проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» во многом стало возможным благодаря политической поддержке председателя Государственной Думы и лидера партии «Единая Россия» Бориса Грызлова. Но ключевую роль, разумеется, сыграла поддержка Владимира Путина. Он ознакомился с предпроектными наработками по «Уралу промышленному – Уралу Полярному» на недавнем Сочинском экономическом форуме и одобрил сделанное.
На данном этапе завершаются консультации с министром регионального развития России Дмитрием Козаком о необходимости внесения изменений в состав правительственной комиссии и подписания соглашения с двадцатью инвесторами, которые готовы вложить средства в реализацию этого проекта. Между тем, не дожидаясь этих решений, субъекты Российской Федерации уже предусмотрели выделение из своих бюджетов будущего года более одного миллиарда рублей с целевым назначением для реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».
Академик, председатель Совета по изучению производительных сил МЭРТ, член президиума РАН Александр Гранберг, выступая на совещании, заявил о том, что участие Российской академии наук в реализации проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» - важнейшая составляющая ее деятельности. РАН будет осуществлять научное сопровождение на всех этапах реализации проекта. «Срок возврата бюджетных средств составит шесть лет, а это очень оптимистичный бюджетный прогноз. На один рубль бюджетных средств будет привлечено 4–6 рублей частных инвестиций», - подытожил председатель Совета по изучению производительных сил МЭРТ.