«Три с половиной века Славных Дел»: XXV юбилейный Санкт-Петербургский международный экономический форум как навигатор для поиска устойчивости в мировой финансовой системе – от «санкционных айсбергов» к стабильному поступательному развитию
24.06.2022
Источник: Инвестиции в России, 24.06.2022, Леонид РАТКИН
В середине июня 2022 года северная столица России собрала отечественных
и зарубежных ученых и промышленников, политиков и бизнесменов на XXV юбилейный
Санкт-Петербургский международный экономический форум. Быстро пролетела неделя
мозговых штурмов и острых дискуссий, горячих споров и взвешенных обсуждений:
остались интересные решения и инновационные идеи, реализация которых способна
качественно улучшить жизнь миллионов российских и иностранных граждан, сократив
уровень безработицы, повысив благосостояние и улучшив инвестиционный климат во
многих мировых регионах.
Июнь 2022 года необычайно преобразил северную столицу: всегда
погодно-труднопредсказуемая, она стала ярко-солнечной и радужно-радушной в дни
празднования 350-летнего юбилея со дня рождения ее основателя – Петра Первого.
Рожденный 30 мая 1672 года (по новому стилю – 9 июня), Петр Алексеевич был
провозглашен царем еще в возрасте 10 лет от роду при царевне Софье Алексеевне,
дочери царя Алексея Михайловича, но уже в 1689 году начал самостоятельное
правление. Родной брат Иван был соправителем Петра, но после его кончины в 1696
году Петр стал единоличным правителем.
Можно по-разному относиться к Личности и Делам Петра, ставшего во
многом Первым, но нельзя забывать об им инициированных масштабных изменениях
практически во всех сферах, повлиявших на жизнь не только его
соотечественников, но и жителей других государств. Примеров можно привести
великое множество, мы же вспомним пока об одном: именно по инициативе Петра Великого
28 января (по новому стилю – 8 февраля) 1724 года был создана «Академия, или Социетет
художеств и наук», правопреемницей которой является Российская академия наук
(РАН), отмечающая 08.02.2024 трехсотлетний юбилей со дня основания. Поэтому
неудивительно, что на XXV юбилейном Санкт-Петербургском международном
экономическом форуме (СПМЭФ) наряду с всемирно-известными политиками и
промышленниками дорогим и почтенными гостями были известные ученые –
специалисты в различных сферах фундаментальных и прикладных наук. Их мнение
важно: времени на новые ошибки нет, в сложившихся непростых условиях
финансово-экономических ограничений «санкций и санаций» необходимо в кратчайшие
сроки выработать систему критериев оптимального развития и проконтролировать ее
реализацию для достижения ожидаемых результатов. Например, яркая и жаркая
дискуссия возникла на бизнес-завтраке «Сбера», в начале которого Председатель
Правления банка, кандидат экономических наук (2011) Г.О.Греф (с 2000 года по
2007 год – Министр экономического развития и торговли России) предложил два
варианта развития экономической ситуации в России: переориентация экспорта «с
запада на восток» и «изменение структуры экономики». Герман Оскарович привел
интересные данные, согласно которым «на страны, которые ввели санкции против
России, приходится 56% российского экспорта и 51% импорта», что, по его (!)
мнению, создает угрозу (Глубокоуважаемые Читатели, внимание!) «для 15% ВВП
страны» (а для 85% ВВП санкции уже не приходятся??). Автору публикации,
выпускнику математического факультета (старейшего факультета прикладной
математики (ФПМ) в СССР) по многим аксиомам и теоремам знакома уже многократно
виденная в 1990-е годы в экономике картина, которую можно сформулировать в
правило: «ситуация, предоставленная самой себе, имеет свойство развиваться от
плохого к худшему». Поэтому гипотеза Г.О.Грефа о том, что «если ничего не
делать», экономика России вернется в состояние 2021 года через десятилетие, по
мнению ряда экспертов, является даже не пессимистичной, а оптимистичной! Ведь
если «ничего не делать», рынок «сам себя не отрегулирует», а на время вывода
экономики из штопора и глубокого пике времени может не оказаться. Поэтому
призыв к структурной перестройке (уже в который раз?!) экономики оправдан, но
не формализован, и бизнес не может долго ждать. Об этом напомнил уполномоченный
по правам предпринимателей при Президенте РФ Б.Ю.Титов: «у нас и так не
особенно был длительный период стратегирования и планирования у бизнеса в
стране, всегда это был очень короткий по отношению к другим период, но сейчас
он сузился до недель», «хорошо рассуждать, что будет в 2030 году, но сегодня
надо просто не умереть многим предприятиям»…
О «неопределенности» упомянул на бизнес-завтраке СПМЭФ и министр
экономического развития РФ М.Г.Решетников: например, Максим Геннадьевич
подчеркнул, что «не надо с импортозамещением пытаться государству залезть в
каждую отрасль, в каждую технологию и пытаться бизнесу все просубсидировать».
Рациональное импортозамещение предполагает глубокий структурный анализ всех
отраслей отечественной экономики, что позволит «спокойно реализовать то, что мы
начали», поскольку «это инвестиции в собственную страну». Уточнения по ситуации
прозвучали в рассуждениях Заместителя Председателя Правительства РФ
Д.Н.Чернышенко о неустойчивой инвестиционной пирамиде в Науке: «во всем мире
70% инвестиций» в исследования и разработки «идет со стороны бизнеса, в России
это перевернутая воронка, 70% идет со стороны государства». На СПМЭФ Дмитрий
Николаевич особо обратил внимание участников и гостей на важный аспект:
«государство у нас сейчас не очень качественный заказчик, я имею в виду гражданский
сектор», и «выходя на экспорт, ты конкурируешь с мировыми компаниями, которые
обогнали тебя на несколько поколений»…
Как сократить технологическое отставание, усиленное санкциями? Каким
образом ликвидировать разрыв в подготовке нового поколения
высококвалифицированных кадров, быстро восстановить преемственность поколений
научных школ? Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания
РФ А.М.Макаров на бизнес-завтраке «Сбера» уточнил ряд ключевых положений
утренней дискуссии: «структурная трансформация экономики – это неизбежность»,
«какой она будет – модернизация или деградация – вот это вопрос»! Андрей
Михайлович привел примеры бюрократического формализма при решении базовых
инфраструктурных задач: «у нас с вами была программа модернизации», «с 2014 по
2020 год – семь лет», но «все выполнено, все по плану. А планы то были: мы
поднимали локализацию – 20%, 21%», «давали баллы за то, что у нас увеличилась
локализация, привезли станок с Китая, покрасили – у нас локализация. За это
премию получали». Анализируя ситуацию с экономическими санкциями объективно,
необходимо отметить, что мировая «конкуренция идет за качество государственного
управления, и главная задача государственного управления – не дутые, а реальные
цифры ВВП», поскольку «главным должно быть именно благосостояние людей, за это
должно отвечать госуправление».
На деловом завтраке «Сбера» также прозвучали различные высказывания и
выступления и министра финансов РФ А.Г.Силуанова, и Заместителя Председателя
Банка России А.Б.Заботкина и ряда других известных политиков, руководителей и
общественных деятелей. Но обзор утреннего мероприятия желательно завершить
цитатой из выступления Председателя Совета директоров ПАО «Северсталь»
А.А.Мордашова: «Мы не можем физически отказаться от экспорта и импорта. Мы и не
должны от этого отказываться, чтобы обеспечить нужное качество жизни в нашей
стране и конкурентоспособность». Алексей Александрович также обратил внимание
участников и гостей на проблематику капиталовложений: «Почему мы не инвестируем?
А куда инвестировать, если продавать непонятно куда? Нам нужны благоприятные
макроэкономические индикаторы»… Вот достойный ответ представителя российского
бизнеса на ту неопределенность, которая наблюдается ныне не только в
отечественной, но и в мировой экономике. Инвестициям нужна стабильность и правовые
гарантии, и их достижение – благая и великая Цель. Решение этой задачи возможно
с помощью современных научных разработок в различных сферах, включая
информационные технологии.
Как неоднократно отмечалось на XXV юбилейном СПМЭФ, рост цен и тарифов
в отдельных мировых регионах на ряд товаров и услуг формирует необходимость в
разработке новых долгосрочных стратегических инициатив, направленных на оптимизацию
функционирования различных отраслей экономики и промышленности Российской
Федерации, включая транспортно-логистический, нефтегазовый, атомно-энергетический,
экологический, авиационно-космический, финансово-технологический, телекоммуникационный,
суперкомпьютерный, квантово-компьютерный и другие сектора. При разработке
инициатив целесообразно учитывать возможность интеграции с ведущими российскими
научными центрами и международными академическим организациями, обладающими
мощным научно-образовательным и промышленно-технологическим потенциалом,
включая старейшую отечественную Академию – РАН, Академию военных наук,
Международную академию связи (МАС). Например, в МАС, которую возглавляет
Сопредседатель Союза Православных Женщин России, Сопредседатель Фонда Святых
Равноапостольных Константина и Елены А.П.Оситис, с 2020 года успешно функционируют
две рабочие группы «Квантовые технологии» и «Квантовые коммуникации», среди
активных членов которых – академики и члены-корреспонденты РАН, иностранные
члены РАН, академики Академии технологических наук РФ, РАЕН, Российской инженерной
академии, Международной инженерной академии, Российской академии транспорта,
Международной академии транспорта, Петровской академии наук и искусств,
сотрудники МГУ имени М.В.Ломоносова, МГТУ имени Н.Э.Баумана, Российского
экономического университета имени Г.В.Плеханова и ряда других ведущих вузов
России.
При решении вопросов, связанных с построением оптимальных стратегий
функционирования крупных российских корпораций в условиях санкций, необходимо
также обращать особое внимание на существенные различия, связанные с законодательной
базой в Российской Федерации и многих других странах. Существующие правовые
пробелы и внутренние и внешние противоречия в текстах нормативно-правовых документах
(НПД) снижают эффективность реализации инвестиционных проектов и программ,
тормозят финансово-экономическое развитие мировых регионов и сдерживают
поступательное развитие отечественной промышленности. Для выявления и
устранения правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах НПД
целесообразно использовать новую информационную технологию, основанную на
инновационных принципах компьютерной стеганографии. Например, при подаче заявки
на изобретение в РФ было установлено, что согласно данным отчета ФГУ ФИПС
Роспатента, аналогами авторской разработки являются всего шесть изделий, т.е.
предлагаемая к использованию в рамках научного исследования разработка является
седьмой в мире! Аналогами патента № 2322693 является, в частности, продукция
компаний «Sun Microsystems» и «Microsoft Corporation», причем у всех шести
аналогов (включая продукцию производства США) уровень релевантности «А», что
означает общий уровень развития техники, не считающийся особо релевантным.
Применение импортозамещающей информационной технологии в сфере компьютерной
стеганографии позволит повысить уровень реализации инвестиционных проектов и
программ и улучшить методику выявления и устранения правовых пробелов и
внутренних и внешних противоречий в текстах НПД. Импортозамещающая разработка
защищена патентом на изобретение в РФ, также проводится патентование в ряде
других стран.
Как отмечалось на XXV СПМЭФ, предоставление российским предприятиям малого
и среднего бизнеса (МСБ) возможностей применения информационных систем (ИС) на
инновационных технологиях позволит в условиях санкций осуществлять поиск и
подбор партнера для совместной реализации инвестиционных проектов и программ в
различных сферах, включая транспорт, логистику, нефтегазовую, атомную, энергетическую,
экологическую и другие отрасли. Разработка новых приложений и программных
продуктов в сфере компьютерных технологий с построением инновационных моделей
взаимодействия партнеров с участием лицензированных банков или страховых компаний
обеспечит увеличение объемов продаж в сфере МСБ. Например, сотрудничество
осуществляется благодаря интерфейсам API, при этом инновационные
стеганографические технологии позволят обеспечить системный анализ законодательной
базы и выявить правовые пробелы и внутренние и внешние противоречия в текстах
НПД для их последующего устранения с целью гармонизации законодательства
(например, Европейской директивы платежных услуг с другими нормативно-правовыми
документами).
Создание ряда информационных систем, позволяющих проводить анализ
больших данных с применением технологий CALS (Continuous Acquisition and
Lifecycle Support – поддержка жизненного цикла продукции), CASE (Computer Aided
Software Engineering – Инжиниринг программных систем), OLAP (On-Line Analytic
Processing – онлайн аналитика) и OLTP (On-Line Analytic Processing – онлайн
транзакции), мобильных телесистем, систем искусственного интеллекта позволит
разработать информационные системы для МСБ и мобильные приложения для
многофакторной идентификации и аутентификации с элементами многоуровневой
биометрии с возможностью безопасного подключения к роботизированным комплексам,
системам распределенных реестров и облачным стеганографическим репозиториям
(например, облачные кассы).
Формирование концепции разработки федеральной системы мониторинга региональных
и отраслевых платежей и переводов с обеспечением безопасности онлайн-сервисов и
поддержки переводов между физическими и юридическими лицами также
рассматривалось на XXV юбилейном СПМЭФ. Отмечалось, что использование
стеганографии в смарт-терминалах, сервисах массовых выплат, в краудфандинге,
бизнес-кредитовании и потребительском кредитовании, робо-эдвайзинге, алгоритмической
биржевой торговле, социальном трейдинге, сервисе целевых накоплений и различных
страховых системах (например, по подписке, микрострахование и автоматическое
урегулирование убытков – страховых выплат без участия страхователя) повысит
эффективность реализации инвестиционных проектов и программ для развития МСБ.
Особое внимание уделяется изучению бизнес-процессов, характерных для
финансового рынка в условиях экономических санкций. Регулярно проводятся
аналитические исследования информационных технологий, применяемых в различных
мировых регионах, реализующих разные инвестиционные проекты и программы проекты
и программы в условиях санкций (например, Иран, Турция). Применяется
многофакторный анализ для выявления и классификации бизнес-процессов в сфере
МСБ в условиях санкций, а также анализ степени готовности различных сегментов
рынка МСБ к внедрению инновационных информационных технологий с многофакторным
мультиагентным моделированием поведения предприятий и прогнозом их деятельности
и мониторингом ключевых показателей эффективности деятельности для управления
бизнес-процессами. Используются инновационные методики повышения
транспарентности деятельности предприятий МСБ в условиях санкций с разработкой
информационных систем для оптимизации бизнес-правил с учетом правовых пробелов
и внутренних и внешних противоречий в текстах НПД. Оптимизированы сервисы для
проведения конференций и форумов в условиях пандемийных и санкционных
ограничений (например, для видеоконференций) на платформах с открытым
программным кодом и высоким уровнем обеспечения безопасности трансляций с
защитой от несанкционированного подключения, а также вирусных и хакерских атак,
что позволит разрабатывать ИС по законодательной базе с анализом динамики
изменения ситуации в условиях санкций в различных сферах: в транспортной,
логистической, телекоммуникационной, нефтегазовой, энергетической,
экологической, машиностроительной и других отраслях, а также формировать
отраслевые и региональные модели развития предприятий МСБ в условиях санкций на
краткосрочный и среднесрочный период при реализации инвестиционных проектов с
возможностью варьирования ключевых финансово-экономических показателей.
На СПМЭФ среди множества важных вопросов состоялось обсуждение
тревожной ситуации в отечественном самолетостроении. Заместитель Председателя
Правительства РФ, Герой Российской Федерации, д.т.н. Ю.И.Борисов отметил, что
«на организацию серийного производства российских самолетов различных классов
уйдет три-пять лет», и по мере деградации авиационного парка с иностранных
самолетов, возможно, будут сниматься запчасти. В кулуарах СПМЭФ были высказаны
различные точки зрения, но большинство экспертов сошлось во мнении, что «разбор
полетов в авиационной отрасли не должен привести к разбору самолетов» и
необходимо искать другие, более эффективные способы стимулирования развития
отечественной авиационной промышленности.
В завершении следует отметить, что XXV юбилейному СПМЭФ предшествовало
проведение в Москве и праздничном Санкт-Петербурге Международного Арктического
Саммита «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов». Были проведены
пленарные и секционные заседания, на которых затрагивались вопросы устойчивого
развития арктической зоны России, комплексного развития транспортной
инфраструктуры, региональных телекоммуникационных и транспортных систем,
технологии и инновации для совершенствования отраслевых комплексов, профессиональной
подготовки кадров для районов Крайнего Севера и Арктики, проектирования и
строительства различных объектов в Арктической зоне, реализации новой
государственной политики РФ в Арктике до 2035 года, председательства России в
Арктическом Совете, перспективы перехода к безуглеродной экономике, градостроительства
в Арктической зоне РФ (АЗРФ), социально-экономического развития АЗРФ, повышения
качества жизни населения АЗРФ и энергетического обеспечения АЗРФ. Одно из
секционных заседаний модерировал автор публикации: им был представлен на
Международном Арктическом Саммите доклад по разработке и применению современных
телекоммуникационных систем и комплексов для Арктического региона.
Выводы и рекомендации:
«Три с половиной века Славных Дел» Петра Первого и его учеников и
последователей придали мощный позитивный импульс развитию российского
государства на многие столетия. Были сформулированы многие задачи и успешно
реализовано великое множество проектов по модернизации отечественной науки и высшего
образования, государственного строительства, армии, флота – практически во всех
сферах жизни. Проведение XXV юбилейного СПМЭФ в Санкт-Петербурге не только
подчеркивает важность преемственности традиций, но и обуславливает значимость
наращивания международного сотрудничества и взаимовыгодной кооперации Российской
Федерации с другими странами в условиях санкций.
Юбилейный XXV СПМЭФ стал не только одной из ключевых международных дискуссионных
площадкой по обсуждению текущей ситуации в различных регионах и отраслях, но и
навигатором для поиска устойчивости в мировой финансовой системе. Если ранее
неоднократно экономические санкции сравнивались с бумерангом, траектория полета
которого не может не задеть тех, кем они были инициированы, то новая реальность
событий на мировых финансово-экономических рынках позволяет рассматривать
санкции уже как айсберг, подводная часть которого многократно больше надводной,
который может раскалываться и дробиться, и столкновение с ним чрезвычайно
опасно даже для тех, кто его создал и отправил в путь.
По мнению многих участников и гостей XXV юбилейного СПМЭФ, прошедшего в
Санкт-Петербурге с 15 по 18 июня 2022 года, он был успешно проведен в расширенном
формате с участием 14 тысяч человек, представителей 130 стран, а 79 государств
прислали официальных представителей. Было подписано 691 соглашение на сумму
5,639 трлн.руб., при этом учтены только те соглашения, сумма которых не является
коммерческой тайной. Главная тема «Новый мир – новые возможности» XXV
юбилейного СПМЭФ позволила обсудить практически все ключевые аспекты международного
сотрудничества. Вместе с тем, по мнению многих экспертов, по аналогии с
англоязычной аббревиатурой SPIEF (Sankt-Petersburg International Economical
Forum) целесообразно изменение официальной русскоязычной аббревиатуры форума с
ПМЭФ на СПМЭФ: форум проводится в северной столице РФ, официальное название
которой – Санкт-Петербург! Северная столица была основана Петром Первым,
350-летие которого отмечалось в июне.
Несомненно, главным событием XXV юбилейного СПМЭФ стало пленарное заседание
17.06.2022, в котором приняли участием Президент Российской Федерации
В.В.Путин, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент
Арабской Республики Египет Абдель Фаттах Ас-Сиси и Председатель Китайской Народной
Республики Си Цзиньпин. Ключевые тезисы их выступлений и наиболее яркие
фрагменты пленарной дискуссии будут рассмотрены в следующей публикации.