ПОЧЕМ СТОИТ ОПУБЛИКОВАТЬ? НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ И РАН В ЦИФРАХ.

13.05.2013

Источник: Поиск, 03.05.13 Валентина МАРКУСОВА

Указ “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”, подписанный 7 мая 2012 года Президентом России В.Путиным, непосредственно связан с реформой образования и научной политикой, направленной на развитие фундаментальных исследований и инноваций в вузах страны

Указ “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”, подписанный 7 мая 2012 года Президентом России В.Путиным, непосредственно связан с реформой образования и научной политикой, направленной на развитие фундаментальных исследований и инноваций в вузах страны, его реализация сопровождается колоссальной финансовой поддержкой. Даже простое перечисление говорит о направлении “удара”: создание федеральных университетов (ФУ), национальных исследовательских университетов (НИУ), выделение 12 миллиардов долларов на мегагранты (2011-2012 годы) с привлечением иностранных ученых для стимулирования научной деятельности в университетах, намерение продолжить эту программу в 2013 году с грантами, доходящими до 90 млн рублей каждый... Власть возлагает большие надежды на высшую школу, предполагает таким путем превратить часть отечественных вузов в исследовательские организации с сильной фундаментальной наукой. Примечательно, что политика Правительства России и все мероприятия, связанные с инвестициями в университеты, широко и последовательно освещаются в одном из лучших мировых журналов - Nature.

В настоящее время в России насчитывается около 1,5 тысячи учреждений высшей школы. В БД “Основные показатели науки” (Essential Science Indicators - ESI) за 2002-2012 годы среди 5252 лидирующих университетов и научных организаций мира по цитируемости на 55-м месте находятся РАН и шесть российских вузов: МГУ, СПбГУ, СПбГПУ, МИФИ, МФТИ и НГУ. Напомним, что в наиболее престижном мировом рейтинге университетов - The Times Higher Education 2012 - МГУ занимал ранг 201-225, a СПбГУ и МИФИ имели один и тот же ранг 226-250.

Нелегкая задача по вхождению отечественных университетов в мировые рейтинги была воспринята нашими вузами как сигнал к повышению библиометрических показателей (научной продуктивности и цитируемости), которые играют важную роль при составлении мировых рейтингов. В недавно опубликованном исследовании “Создание университетов мирового класса”, выполненном по заказу Мирового банка, отмечалось, что международные рейтинги привлекли даже больше внимания, чем изначально рассчитывали авторы, и их влияние оказалось крайне существенным. Причину этого авторы видят в том, что “в небольшом количестве стран результаты рейтингов воспринимаются как источник национальной гордости и положение национальных университетов в этих рейтингах вызывает серьезную обеспокоенность. Распространенной реакцией властей является не попытка обойти существующие международные рейтинги, а выделение дополнительного финансирования для того, чтобы поддержать национальные элитные университеты в прямых и опосредованных планах повышения своей позиции в рейтингах”.

В отечественных масс-медиа также происходит активное обсуждение положения российских вузов в мировых рейтингах, причем зачастую акценты смещаются на противопоставление результативности научных усилий РАН и высшей школы. Одним из показателей эффективности научной деятельности ученого (команды исследователей), организации или страны является количество опубликованных работ (научная продуктивность) в журналах, входящих в информационную систему Web of Science (WoS) компании Thomson Reuters.

В то же время доля стран, не входящих в “Большую семерку”, выросла в шесть раз. Чрезвычайно высокие темпы роста научных публикаций демонстрируют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Турция и Иран. Есть серьезные основания полагать, что в ближайшие годы по научной продуктивности Турция обгонит Россию. По статистике Web of Science, доля России в мировом потоке за 2012 год составляла менее 2%. Учитывая опережающие темпы роста вышеупомянутых стран и мирового потока в целом (2,6% в год), достижение доли 2,44% к 2020 году представляется трудно осуществимой задачей без значительных инвестиций в фундаментальную науку.

В рамках гранта 12-03-0070 РГНФ нами было выполнено специальное исследование по анализу научной продуктивности (НП) России, РАН и сектора высшей школы по статистике Web of Science за 2006-2011 годы (см. рис. 1). При анализе НП поиск проводился только по БД Science Citation Index-Expanded (SCI-E), то есть общественные науки остались вне рамок нашего обследования. Отметим, что в 2011 году для подготовки этой БД в WoS нами было использовано 150 наименований отечественных научных журналов. Из БД WoS было выгружено свыше 175,5 тысячи публикаций, имеющих адрес “Россия”, за 2006-2011 годы. Верификация названий институтов РАН и университетов проводилась как с помощью специального программного обеспечения, так и вручную.

Доля РАН в научной продуктивности РФ в 2011 году составляла 55,11%, а доля всех учреждений высшей школы - 44,1%. Отметим, что доля НП МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ в общей НП России за 2011 год составляла 14%. В то же время доля только этих двух университетов составляла 32,6% НП всего сектора высшей школы.

В таблице представлены сведения о тенденциях НП России, РАН, всего сектора высшей школы, ФУ и НИУ по отношению к 2006 году.

Данные свидетельствуют об опережающем темпе роста НП НИУ и ФУ по сравнению со всем сектором высшей школы и РАН. Статистика по изменению НП каждого из 28 НИУ показывает, что в 2009 году было всего 9 университетов, опубликовавших более 100 статей. В 2011 году таких стало 12. Первенство по НП вузов как держал, так и удерживает Новосибирский национальный исследовательский государственный университет: его рост от 202 статей в 2006 году до 615 - в 2011-м. Все НИУ опубликовали 2055 и 3645 статей в 2006 и в 2011 годах соответственно. Научная продукция всех ФУ составляла 835 и 1176 статей в 2006 и в 2011 годах соответственно (рис. 1).

При обработке массива публикаций стало ясно, что в основном статьи преподавателей вузов в наиболее престижных отечественных и международных журналах выполнены в сотрудничестве с работниками институтов РАН. И это объяснимо: наука в XX столетии перестала быть трудом индивидуалов и превратилась в объект коллективного исследования ученых. Об этом свидетельствует рост количества соавторов публикаций. Так, согласно данным Science & Engineering Indicators (S&EI) - 2012 (www.nsf.gov), среднее число авторов одной статьи в 1990 году составляло 3,2, а в 2010-м - 5,6.

Сотрудничество институтов РАН и вузов является важным фактором распространения знаний и показателем уровня исследований, проведенных в университете. Как отмечалось выше, изучение форм научного соавторства стало общепринятой практикой библиометрического анализа. Для выявления масштаба научного содружества организаций высшей школы и институтов РАН были использованы данные о совместных публикациях, включенных в WoS за 2006-2011 годы.

Одним из важных стимулов к совместному научному поиску является возможность использования уникального оборудования партнера. Не случайно значительная часть общих статей подготовлена на основе исследований в области физических наук. Доля научных публикаций всего сектора высшей школы вместе с РАН выросла с 24,9% в 2006 году до 31,8% в 2011-м, причем самую высокую степень научного сотрудничества с РАН демонстрируют ФУ и НИУ. На рис. 2 представлены тенденции взаимодействия ФУ и НИУ с институтами РАН за период 2006-2011 годов.

Удивительным оказался тот факт, что как ФУ, так и НИУ практически не готовят вместе научные публикации. Доля взаимодействия ФУ друг с другом выросла с 0,12% в 2006 году до 2,0% в 2011-м. Доля совместных публикаций ученых ФУ с НИУ выросла тоже незначительно: с 2% в 2006 году до 2,63% в 2011-м. Хотя, казалось бы, что мешает? Только в Приволжском федеральном округе функционируют шесть НИУ. В то же время доля научного сотрудничества как СФУ, так и ДВФУ с институтами РАН в 2011 году превысила 72%.

Среди НИУ наиболее высокая степень сотрудничества с РАН наблюдалась в Новосибирском государственном университете (с 61% в 2006 году до 90% в 2011-м), в Московском физико-техническом институте (государственном университете) (с 56 до 65%), а в Иркутском государственном техническом университете держится в пределах 60% все последние шесть лет. Даже коллектив НИУ ВШЭ, неизменный критик эффективности научной деятельности РАН, 40% своих публикаций пишет совместно с сотрудниками академических институтов.

Высокоцитируемые статьи являются одним из важных индикаторов научного уровня исследователей, организации и страны. Конечно, порог для отбора высокоцитируемых статей зависит от предметной области и года обследования. Учитывая, что средняя цитируемость одной отечественной статьи за 2007-2012 годы составляла, по данным аналитической БД Incites, 2,4, из массива публикаций были выбраны статьи, которые были процитированы 30 и более раз.

Доля таких публикаций от всего массива российских публикаций составляет 1,16%. Этот показатель для массива, соответствующего вузам, ниже (0,92%), тогда как в случае с РАН этот показатель превышает общероссийский и составляет 1,22%. То есть соотношение значений этого показателя в случае РАН и вузов оказывается в пользу РАН и составляет более 1,3. Всего в массиве отечественных статей таких оказалось 1891, доля статей РАН составила 59,4%, а доля статей всего сектора высшей школы - около 31%, причем 40% этих статей были опубликованы в сотрудничестве с РАН.

Более того, средняя цитируемость одной высокоцитируемой статьи сектора высшей школы без соавторства с РАН составляла 63,3, а для публикации, подготовленной в соавторстве с сотрудниками РАН, эта характеристика значительно выше и составила 79,2.

Таким образом, результаты нашего обстоятельного библиометрического исследования свидетельствуют о том, что научное сотрудничество с РАН является локомотивом для продвижения и публикации статей представителей высшей школы в наиболее престижных отечественных и иностранных научных журналах.

Незначительные темпы роста научной продуктивности федеральных университетов и национальных исследовательских университетов по сравнению с темпами роста НП РАН, по нашему мнению, во многом связаны с огромными стимулирующими вознаграждениями за научные публикации. Например, в МГУ преподавателям ежемесячно начисляют дополнительные средства за публикацию статей в международных научных журналах, входящих в первые 25% научных журналов с самым высоким импакт-фактором в соответствующей предметной категории по классификации Web of Science (http://istina.imec.msu/statistics/journals/top).

Разумеется, величина стимулирующей надбавки зависит от благосостояния вуза. Так, в НИУ ВШЭ “с 1 сентября 2013 года надбавка за статью в зарубежном рецензируемом научном журнале, индексируемом (учитываемом) в базах данных Web of Science и/или Scopus, устанавливается сроком на два года в размере 90 тысяч рублей ежемесячно. Отметим, что ВШЭ впервые ввела такую надбавку в 2010 году и она составляла всего 40 тысяч рублей в месяц в течение двух лет. С 2011 года вплоть до 1.09.2013 сумма надбавки равна 60 тысячам рублей” (http://www.hse.ru/science/scifund/news/72830003.html). Деньги за статьи могут получать и внешние совместители, даже работающие на четверть ставки (соответственно и доплата будет частичная), но при условии, что они в обязательном порядке укажут в статье аффилиацию автора с НИУ ВШЭ или его филиалом. С недавнего времени, дабы избежать претензий со стороны РАН, многие университеты додумались предлагать своим совместителям-преподавателям, читающим лекции, ведущим в их вузе семинары, подписать соглашение о том, что все публикации этого человека принадлежат только... их вузу.

Весомое стимулирование привело к тому, что количество публикаций ВШЭ выросло с 34 статей в 2010 году до 72 статей в 2011-м и 134 статей в 2012-м. Интересно, что значительный рост публикаций ВШЭ обусловлен также высокой степенью научного сотрудничества с РАН: в 2011 году таких статей было 32 (из 72), а в 2012-м - 42 (из 134). Значительно расширилась география международного научного сотрудничества - за счет приглашенных преподавателей, многие из которых - наши соотечественники и одновременно работают в ВШЭ, РАН и в каком-либо зарубежном университете. Например, в 2011 году 36 статей имели зарубежные адреса, в 2012-м таких статей было 52.

Не отстает от НИУ ВШЭ и ДВФУ. Как заявил 1.12.2011 на встрече с журналистами его ректор В.Миклушевский (ныне губернатор), в рамках проекта “Мотивация” 163 ученых ДВФУ получили 6,7 млн рублей за научные публикации в известных российских журналах. Одна статья в журнале, индексируемом БД Scopus, приносит автору или авторскому коллективу 100 тысяч рублей. Сумма вознаграждения за издание монографий и учебников составляет от 100 тысяч до 300 тысяч рублей в зависимости от объема и тиража.

Ректор Уральского федерального университета подписал Приказ №122/03 от 14.02.13, согласно которому “начиная с 1.01.13 установить применительно к публикациям, которые датируются в международных базах цитирования, базовый размер выплаты за публикацию одной статьи 40 тысяч рублей на весь коллектив авторов. Если среди авторского коллектива есть ученые не старше 35 лет, то надбавка повышается до 50 тысяч рублей”. Этим же приказом введены поправочные коэффициенты от 1,25 до 1,75 в зависимости от величины импакт-фактора научного журнала. Если он выше 5, то выплата составляет 70 тысяч рублей. За доклад на конференции преподаватель университета получает единовременное вознаграждение от 10 тысяч до 50 тысяч рублей в зависимости от значимости мероприятия, вида и языка сообщения. Введены и понижающие надбавки за публикацию в журнале с импакт-фактором, равным нулю (!!!). За такую статью дадут “всего 30 тысяч рублей” (http://urfu/fileadmin/user_upload/docs/science/Prikaz_122_2013.pdf).

Можно себе представить, какую сумму дополнительных ассигнований должна была бы получить РАН за 16,5 тысячи публикаций ежегодно, чтобы выдать своим сотрудникам даже более скромные надбавки! Ведь 40% статей ученых РАН увидели свет в зарубежных научных журналах с высоким импакт-фактором.

Валентина МАРКУСОВА, доктор педагогических наук; Александр ЛИБКИНД, кандидат технических наук



©РАН 2024