http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=bb4199d6-f60e-403f-b3da-01b883e1d69b&print=1
© 2024 Российская академия наук

СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ: «ГЛАВНЫЙ ИТОГ ГОДА – ФИКСАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ»

09.01.2007

Источник: КМ.RU

Крупнейший донор мировой экономики

На мой взгляд, главный итог уходящего года заключается в жесткой фиксации той социально-экономической и политической структуры, которая сложилась в России за последние годы. А именно закреплена ее роль сырьевого и энергетического «придатка» Европы.

Этот «приговор» был «оглашен» на последней встрече «Большой восьмерки» и фактически подкреплен той макроэкономической политикой, которую проводят Центральный банк и правительство РФ. По сути, Россия этой политикой сама себя загнала в нишу сырьевой, неоколониальной эксплуатации, когда страна специализируется на мировом рынке исключительно в качестве экспортера сырья и поставщика иностранной валюты за границу. С каждым годом мы все больше и больше выкачиваем наши нефть и газ за рубеж только для того, чтобы все больше и больше валютной выручки оставлять там же. То есть в той мере, в которой мы наращиваем экспорт энергоресурсов, а также увеличиваем поступление валюты в страну, в этой же мере ЦБ и правительство изымают денежные ресурсы с нашего внутреннего рынка, с тем чтобы кредитовать военные расходы стран НАТО. Фактически российские денежные власти превратили нашу страну в объект типичной неоколониальной эксплуатации за счет подчинения всей денежной политики страны задаче поддержки американского доллара. Данная фиксация места России в мировой экономике подкрепляется политикой правительства по привязке денежной эмиссии к приросту золотовалютных резервов и по технологии управления денежным предложением. В рамках этой политики выход нашей страны из «сырьевой ловушки» не представляется возможным. Получается, что мы наращиваем экспорт российского сырья лишь для того, чтобы увеличивать ассигнования на преодоление дефицита бюджета иностранных государств. За прошедший год Россия укрепила свои позиции в качестве поставщика финансовых ресурсов Соединенным Штатам и другим странам. То есть мы стали крупнейшим донором мировой экономики среди всех развивающихся стран, включая Китай.

Расслоение между богатыми и бедными

Теперь несколько слов о том, что происходило в уходящем году в социальной сфере. В первую очередь следует говорить о том, что здесь углубилось расслоение между богатыми и бедными, между которыми нарастают антагонистические противоречия. Можно констатировать дезинтеграцию российского общества на ограниченный слой сверхбогатых людей и подавляющее большинство, которое составляет бедное население. У последнего нет практически никаких шансов на то, чтобы прорваться в число преуспевающих людей. Это проявляется в структуре распределения доходов. Тот прирост доходов, который зафиксирован органами статистики, распределяется следующим образом: на один рубль увеличения доходов в среднем по стране, 45 копеек приходятся на 10% самых богатых людей, а 10% самых бедных достаются всего 3 копейки. Иными словами, около половины прироста доходов достается 10% самых богатых людей. То есть с ростом доходов населения в целом пропасть между богатыми и бедными лишь увеличивается. Это является прямым следствием сырьевой специализации нашей страны на мировом рынке и подчинения государственной денежной политики интересам иностранного капитала.

Нацпроекты финансируются по остаточному принципу

Следует признать, что в технологии бюджетного и макроэкономического планирования заявленные и громко пропагандируемые национальные проекты так и не получили приоритетную роль. Хотя, безусловно, сама эта идея является правильной. Я давно уже предлагал при планировании бюджета руководствоваться приоритетами государственной социально-экономической политики исходя их тех реальных проблем, которые существуют в стране. Но реализация этой стратегии опять же становится неэффективной в рамках той макроэкономической политики, которая проводится Министерством финансов и Центральным банком. В результате нее национальным проектам достаются крохи по сравнению с теми сверхдоходами, которые получает наше государство в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на мировом энергетическом рынке. В настоящее время нацпроекты финансируются по остаточному принципу. Об этом говорит тот факт, что на все эти проекты тратится в 10 раз меньше средств федерального бюджета, чем составляет его профицит. То есть объем средств, которые вкладывает Россия в финансирование военных расходов США и других стран НАТО, десятикратно превышает объем средств, которые выделяются на развитие собственной национальной экономики. Это яркий пример того, как интерес поддержания американского доллара для наших монетарных властей в десять раз более значителен, чем собственные приоритетные национальные проекты.

Если мы хотим сделать проекты действительно национальными, мы должны в корне пересмотреть сам подход к формированию бюджета. Начинать следует не с разделения доходов бюджета на нефтяные и не нефтяные, как это делает Кудрин, а с четкого определения приоритетов и полноценного финансирования национальных проектов. Тогда у нас не будет никакого профицита бюджета. Напротив, я думаю, что денег у нас даже не хватит.

Фиксация политической структуры

И, наконец, хотелось бы дать краткую оценку того, что произошло за последний год в политической сфере. Ключевой характеристикой происходящих здесь процессов следует считать слово «фиксация». На этот раз речь идет о фиксации политической структуры общества. Власти окончательно «добили» народно-патриотический союз «Родина» как единственную жизнеспособную альтернативу фрагментации политического сектора на управляемые Кремлем искусственно созданные партии. Эта фрагментация была предопределена тем, что после завершения реформы партийно-политического пространства все партии, остававшиеся к тому моменту еще «на плаву», были вынуждены играть те роли, которые им предписаны чиновниками из администрации президента. Существующие правила игры не просто не предполагают существования самостоятельных партий. И я даже не ожидаю их появления. То есть фактически мы сегодня имеем административно управляемую политическую структуру, в которой «растущим снизу» политическим силам места уже не находится.

Много внимания сейчас уделяется роли недавно созданной партии «Справедливая Россия» как потенциального выразителя социал-демократической идеи. На мой взгляд, на роль представителя этого сегмента в идейно-политической нише претендуют сейчас практически все политические силы: и собственно Кремль, и «Единая Россия», и коммунисты, и даже Жириновский (который предложил создать Объединенную социал-демократическую партию). Но важно не претендовать, а реально делать.

До сих пор идею общенародного объединения на основе принципов социальной справедливости и патриотизма через создание конкурентоспособной национальной экономики наиболее последовательно отстаивал народно-патриотический союз «Родина». И это было противовесом политике бездумного вывоза из России ее национальных богатств, которую проводит сегодняшняя власть. Однако в этой неравной борьбе «Родина» потерпела поражение. Власти просто выдавили «Родину» из политического пространства страны. Какая из управляемых из Кремля партий сумеет поднять это знамя, покажет время.

В то же время для меня совершенно очевидно, что идеи социал-демократии и патриотизма абсолютно несовместимы с тем курсом социально-экономической политики, который проводит сегодняшнее руководство страны. Повторюсь, фактически это - курс колонизации страны в интересах иностранного капитала. Мы уже дошли до того, что ЦБ сознательно сужает возможности кредитования внутреннего производства в той мере, в какой в страну поступает иностранный капитал. То есть в той мере, в какой мы получаем иностранные кредиты и инвестиции, в этой же мере ЦБ и правительство сокращают возможности внутреннего финансирования экономики. Фактически правительство сдает наше экономическое пространство в пользу иностранного капитала в той мере, в какой последний пожелает. В результате страдают в первую очередь государственные секторы экономики, которые вынуждены переориентироваться на зарубежные источники финансирования. Политика «ползучей колонизации» России в корне противоречит принципам демократии и защиты национальных интересов страны. Та партия, которая будет реально отстаивать эти принципы, неизбежно войдет в конфликт с той политикой, которую проводят нынешние власти.