"БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС" ПОШЕЛ
05.04.2006
Источник: Российские вести, Станислав ВАРЫХАНОВ
Необходимость реструктуризации российских вузов обусловлена
На интернет-сайте Президента России выставлено письмо, подписанное более чем сотней преподавателей и студентов Пензенского педагогического университета. Они выражают протест в связи с запланированным правительством области включением вуза в качестве структурного подразделения в местный технический университет. В обращении к Президенту говорится, что "сливаемые" вузы настолько разнопрофильны, что их соединение может повлечь снижение качества подготовки специалистов. Аналогичные письма поступают Владимиру Путину из других вузов страны, все они затрагивают тему реструктуризации высшей школы России.
Необходимость реструктуризации российских вузов обусловлена двумя факторами. Первый - это демографическая ситуация в стране. К 2010 году количество выпускников школ сократится на 42,2%, вузам приходится готовиться к уменьшению числа абитуриентов, и как следствие - жесткой конкуренции.
Особенно нелегко придется филиалам вузов, общее число которых в стране приближается к тысяче (в одном Краснодарском крае действуют 80 юридических университетов и факультетов). Около 40% учебных филиалов открыто в крупных городах, где есть вузы, готовящие студентов тех же специальностей.
Грядет закрытие непрофильных факультетов и отделений, - например, гуманитарных - в технических университетах, закрытие факультетов дублирующих друг друга или просто близких по профилю.
Другая причина, по которой российскую высшую школу ждут большие перемены, это переход отечественных вузов на двухуровневую систему "бакалавр-магистр". Этот проект реализуется под эгидой Российской академии наук.
Полное название проекта - "Содействие интеграции российских региональных вузов в европейское образовательное пространство ("болонский процесс")", он ставит целью анализ социально-политических условий и организационных факторов интеграции российской высшей школы в единое европейское образовательное пространство, а также ускорение этой интеграции, особенно для региональных высших учебных заведений России.
"Болонская декларация" была подписана в июне 1999 года двадцатью девятью странами Европы. Главными целями пан-европейской образовательной реформы является принятие единой системы дипломов, переход к двухступенчатой системе высшего образования, введение системы кредитов на учебу, развитие европейского сотрудничества в контроле за качеством образования.
В сентябре 2003 года Россия официально присоединилась к "болонскому процессу". Министерство образования сформировало рабочую группу, была проведена серьезная экспертная работа, внесены предложения в Правительство Российской Федерации.
Начавшаяся реформа высшего образования в стране многими воспринимается болезненно. И это понятно, ведь сокращение преподавательских кадров теперь неизбежно. Однако у тех профессоров, которым посчастливится пережить реструктуризацию, не потеряв работы, есть основания смотреть в будущее с некоторым оптимизмом.
Со следующего года Министерство образования России собирается повысить зарплату профессорам государственных вузов до 1000 долларов, об этом говорит глава ведомства Андрей Фурсенко.
В планы Фурсенко также входит увеличение в несколько раз расходов на обучение одного студента, которые сейчас составляют порядка 700 - 800 долларов в год. Фурсенко призвал экономистов министерства быть настойчивее и просить у государства больше денег на образование, он предложил им пересчитать бюджеты на 2006 - 2008 годы. По словам министра, он получил от Владимира Путина и Михаила Фрадкова принципиальное согласие на увеличения финансирования своей отрасли. В обмен на повышение зарплаты преподавателям министр намерен требовать, чтобы учреждения образования и науки учились самостоятельно зарабатывать деньги на инновационных разработках.